Мое объяснение, почему я коммунист, но не марксист, в статье «Взяли власть. Послесловие», вызвало оживленную дискуссию о марксизме. Причем, компетентность дискутирующих была достаточно высока, в связи с чем, отделываться только ответами на комментарии стало явно недостаточно.
Но хочу специально оговориться, что мои товарищи не поручали мне выразить их мнение по рассматриваемому вопросу, посему их взгляды могут отличаться от моих, а я, соответственно, излагаю свое собственное видение предмета.
Трудности революционной практики
В свое время я много писал об убожестве «научного» учения К. Маркса, но наслушавшись в ответ от твердолобых адептов марксовой секты не рассуждений по существу, а посылов «изучать Маркса», решил больше не тратить на дискуссии время. Ведь марксизм и без моей помощи помер, а оставшиеся адепты для реальной борьбы за коммунизм бесполезны. Всю свою жизнь они руководствовались девизом «Мы не сеем, ни пашем, ни строим – мы гордимся общественным строем», а когда строй пал, им осталось гордиться теорией, как бы лежавшей в основании того общественного строя, который пал.
Но среди комментаторов возникло обсуждение и мысли о том, что я типа улучшатель теории Маркса. Как бы: Маркс изобрел самолет без двигателя, а я изобрел двигатель к нему. То есть, возникло предложение толи меня облагородить Марксом, толи Маркса мною. Это ни в какие ворота не лезет, «это две большие разницы»: ни я Марксу не нужен, ни он мне.
Итак, немного повторюсь и начну с заслуг Маркса. Его величайшая заслуга перед человечеством в том, что его учение послужило эффективным основанием для начала борьбы за справедливость во всем мире, а это не шутки.
Сначала о том, что значит послужить «основанием».
Всю историю человечества люди с совестью в той или иной мере возмущались несправедливостью устройства общества. Действительно, имея совесть, трудно было принять и согласиться с положением, когда сотни, а порой и тысячи человек живут впроголодь, в тяжелейшем труде ради того, чтобы обеспечить бездельнику поездку в Париж или веселую ночь за карточным столом. Люди с совестью хотели переустроить мир, и планы у них имелись, но не было того, что дает безусловную уверенность в действиях – сознания правоты своего дела. Поскольку их оппоненты ссылались на законы, на обычаи, на традиционность такого мироустройства, в конце концов – на бога. Логически в полезности справедливых идей невозможно было убедить даже сочувствующих, а тем более толпу. Поскольку для того времени справедливые проекты устройства государства были для людей новыми, а новое людей всегда пугает. Прекрасный знаток людей и их интересов Никколо Макиавелли еще в 1512 г. эту проблему сформулировал:
«При этом надо иметь в виду, что нет дела более трудного по замыслу, более сомнительно по успеху, более опасного при осуществлении, чем вводить новые учреждения. Ведь при этом врагами преобразователя будут все, кому выгоден прежний порядок, и он найдет лишь прохладных защитников во всех, кому могло бы стать хорошо при новом строе. Вялость эта происходит частью от страха перед врагами, имеющими на своей стороне закон, частью же от свойственного людям неверия, так как они не верят в новое дело, пока не увидят, что образовался уже прочный опыт. Отсюда получается, что каждый раз, когда противникам нового строя представляется случай выступить, они делают это со все страстностью вражеской партии, а другие защищаются слабо, так что князю с ними становится опасно».
Как вы поняли, Макиавелли остерегал от новых дел даже не революционеров, а царей – тех, за кем уже была, причем, единоличная власть. А каково же было выступать против князей мира сего революционерам? Как им было нести людям новое государственное устройство, как призывать их на свержение старой власти, без уверенности в своей правоте, а только лишь с желанием «сделать как лучше»? Всевозможные трактаты и проекты, воодушевлявшие отдельных людей, на остальную толпу либо не производили впечатления, либо считались ею возмутительными, глупыми и вредными. За революционерами массы не шли, какими бы соблазнительными и ни были их проекты и сколько бы сил ни тратили они на доказательство своей правоты, поскольку права менять государственное устройство, люди за ними не видели.
В истории России был такой случай. Когда в середине XIX века возникла партия революционеров-народовольцев, она стала «ходить в народ», пытаясь поднять крестьян на бунт против существующей власти. Крестьяне агитаторов слушали доброжелательно, пока речь шла о местной власти, о губернаторе – эти чиновники назначались и смещались царем, поэтому в их смещении, как таковом, не было ничего нового. Но как только агитатор заговаривал о свержении царя, агитатора тут же вязали и сдавали властям.
И вот один народоволец догадался написать фальшивую прокламацию, якобы от царя, с призывом к крестьянам освободить его (царя) от пленивших его аристократов. Немедленно в районе распространения этой прокламации вспыхнул такой бунт, что его с трудом удалось локализовать и подавить. Почему? Потому, в понимании народа у царя было право менять государственное устройство. А вот у революционеров народ такого права не видел, какие бы золотые горы они народу не обещали.
Научное основание
И вот пришел Маркс и резко изменил ситуацию в пользу революционеров. Маркс и его адепты объявили о создании некой «научной», то есть, истинной теории о том, что изменение государственного устройства и, следовательно, власти происходят вне воли людей, а как бы сами собой и так неотвратимо, что их можно ускорить, либо задержать, но невозможно предотвратить. И, что это объективный закон природы – закон общественного развития.
Что в теории Маркса было самым главным для революционеров?
Идет прогресс в развитии техники и технологии: сначала люди ковыряли землю палкой, потом мотыгой, потом земля вспахивалась плугом, который тащили лошади или волы, затем плуг стал тащить трактор. И вот в зависимости от этого прогресса меняются отношения между владельцами средств производства (в данном примере – земли) и теми, кто на этих средствах работает. Когда землю обрабатывали мотыгой, рабочих держали в рабстве, забирая у них все; когда стали пахать на лошадях, рабочих держали в крепостной зависимости, отбирая у них часть заработанного; когда техника еще усовершенствовалась, рабочих освободили из крепостной зависимости, но стали отбирать у них прибавочную стоимость; а когда техника совсем разовьется, то рабочие (подчеркну, рабочие, пролетариат – те, кто не имеют в собственности средств производства) свергнут угнетателей. После чего все средства производства будут общими, паразитов, эксплуатирующих рабочих, не будет и возникнет общество, в котором люди будут братьями, а название этому обществу – коммунизм.
Подчеркну: по Марксу меняют производственные отношения те классы, которым они становятся невыгодны, меняют революционным путем – путем насильственного свержения власти, охраняющей старые отношения.
Еще один, хорошо известный нюанс марксизма – победить коммунизм должен сразу во всех странах, достигших наибольшего прогресса в развитии производительных сил, на тот время – в Англии, Германии, Франции, в США. В формальной логике этому условию не откажешь: в одной стране коммунисты победить не могут, поскольку враждебное окружение других стран их уничтожит или сомнет.
Есть и еще условие, о котором известно очень мало и которого сегодня марксисты стесняются: Маркс разделил народы на передовые народы и недочеловеков, как впоследствии это сделал и Гитлер. И к недочеловекам отнес славян (за исключением поляков) и китайцев. По Марксу, эти народы в силу своих (надо думать, генетических) качеств являются природными реакционерами и контрреволюционерами, посему эти народы не имеют право на существование. Логики в этом нет и ничем, кроме врожденного расизма, это требование Маркса не объяснишь.
И, наконец, Маркс оформил свою теорию с истинно немецкой тщательностью в пухлые, многословные тома, написанные наукообразным жаргоном. То есть, только на эти тома взглянешь – и сразу видно, что это что-то очень-очень умное – истинно научное.
Для революционеров была важна мысль, что как бы капиталист не цеплялся за власть, а коммунизм все равно придет, никуда не денется. А все, кто мешает его приходу – это враги, пытающиеся ради своей выгоды затормозить не, что попало, а саму историю. Соответственно, революционеры вправе к этим врагам применять любые средства, поскольку сами они приближают счастье всего человечества. Революционеры получили у Маркса сознание своей правоты. При этом всяк, кто не разделял их мнение, был не просто враг трудящихся, а еще и малообразованным тупицей, неспособным понять величие истинно научных идей, изложенных Марксом.
Таким образом, Маркс поменял власть и революционеров ролями: если раньше власть смотрела на революционеров, как на презренных бунтовщиков против существующей власти, то теперь революционеры смотрели на власть, как на презренных бунтовщиков против прогресса истории и человечества. И раньше, и сегодня имелось и имеется масса революционеров разного толка, но только марксисты имеют столь мощную «научную» базу, в которую свято верят, даже не то, что не вдумываясь, а и не читая Маркса.
Современник и очевидец коммунистов, победивших в России, английский писатель Герберт Уэллс так описал ситуацию: «Но Маркс для марксистов - лишь знамя и символ веры, и мы сейчас имеем дело не с Марксом, а с марксистами, Мало кто из них прочитал весь «Капитал». Марксисты - такие же люди, как и все, и должен признаться, что по своей натуре и жизненному опыту я расположен питать к ним самую теплую симпатию. Они считают Маркса своим пророком, потому что знают, что Маркс писал о классовой войне, непримиримой войне эксплуатируемых против эксплуататоров, что он предсказал торжество эксплуатируемых, всемирную диктатуру вождей освобожденных рабочих (диктатуру пролетариата) и венчающий ее коммунистический золотой век. Во всем мире это учение и пророчество с исключительной силой захватывает молодых людей, в особенности энергичных и впечатлительных, которые не смогли получить достаточного образования, не имеют средств и обречены нашей экономической системой на безнадежное наемное рабство. Они испытывают на себе социальную несправедливость, тупое бездушие и безмерную грубость нашего строя, они сознают, что их унижают и приносят в жертву, и поэтому стремятся разрушить этот строй и освободиться от его тисков. Не нужно никакой подрывной пропаганды, чтобы взбунтовать их; пороки общественного строя, который лишает их образования и превращает в рабов, сами порождают коммунистическое движение всюду, где растут заводы и фабрики».
Ладно, о пользе Маркса достаточно, теперь о его теории.
(продолжение следует)
Ю.И. МУХИН
порядок есть порядок
Зря вы так категорично Юрий Игнатьевич:
"Но хочу специально оговориться, что мои товарищи не поручали мне выразить их мнение по рассматриваемому вопросу, посему их взгляды могут отличаться от моих, а я, соответственно, излагаю свое собственное видение предмета." - те кто создал вокруг Вашей персоны секту "свидетелей Мухина" возьмут данную статью в скрижали "священных текстов" и возведут в аксиому...
Ваше мнени интересует только, нас - ваших критически настроенных сторонников, которые из вас культа не лепят а готовы к дискуссии-поиску истины...
не допустимое упрощение
т. Мухин пишет:
"Что в теории Маркса было самым главным для революционеров?
но такое упрощение тезисов маркса не допустимо! Ю.И. упускает из виду важный фактор (поскольку не знаком с базисов марксизма - материализмом) - сознание! Цепочка описано верно, но в неи пропущенно это звено! В оригинале по марксу цепочка выглядит так: в начале производственные отношения приводят к изменению сознания трудящихся (появлению желания устоичивого и постоянного переити к новым производственным отношениям, так как стары начинают тормозить прогресс и мешать общеи выгоде). Потом руководствуясь и движимые желанием изменить окружающий мир, люди (еще находящиеся в условиях старого мироустройства) начинают деиствовать и организовывают революцию (по И.В. Сталину) в результате чего форма 9окружающий миропорядок) меняется.
Вот это верная цепочка... и она показывает что сознание тут ключевой элемент которыи нельзя выбрасывать - если сознание общества не готово к переходу к примеру от социализма к коммунизму, то никакого коммунизма никто не построит... и никто не говорил что в случае насильного перехода без нужнои предпосылки (подготовленного сознания широких слоев) к последующей форме, не будет происходить отката к более архаичным формам...
"Вот это верная цепочка... и
"Вот это верная цепочка... и она показывает что сознание тут ключевой элемент которыи нельзя выбрасывать"
Я даже могу проиллюстрировать этот ваш тезис:
"Эмир выслушал ростовщика, принял подарок, золотую шахматную доску с белыми полями из слоновой кости, и приказал позвать мудреца.
— Гуссейн Гуслия, — сказал он, когда Ходжа Насреддин преклонил колени перед ним. — Вот этот человек, ростовщик Джафар, — наш преданный раб, имеющий заслуги перед нами. Повелеваем тебе немедленно исцелить его от горба, хромоты, бельма и прочих уродств.
И эмир отвернулся в знак того, что не желает слышать никаких возражений. Ходже Насреддину оставалось только поклониться и выйти. Следом выполз ростовщик, влача, подобно черепахе, свой горб.
— Пойдем же скорее, о мудрейший Гуссейн Гуслия! — говорил он, не узнавая под фальшивой бородой Ходжу Насреддина. — Пойдем скорее, солнце еще не зашло, и я успею исцелиться до ночи… Ты ведь слышал — эмир приказал тебе немедленно исцелить меня!
Ходжа Насреддин проклинал в душе и ростовщика, и эмира, и самого себя за то, что переусердствовал в превознесении своей мудрости. Ну как он выпутается теперь из этого дела?
Комната, в которую привел его ростовщик, не имела окон, а дверь запиралась тремя замками и еще какими-то засовами, тайна которых была известна только хозяину. Он долго возился, звеня отмычками, прежде чем засовы упали и дверь открылась. Именно здесь хранились горшки, здесь же ростовщик спал на досках, прикрывавших вход в подземелье.
— Разденься! — приказал Ходжа Насреддин. Ростовщик сбросил одежду. Нагота его была неописуемо безобразна. Ходжа Насреддин закрыл дверь и начал творить заклинания.
Тем временем во дворе собрались многочисленные родственники Джафара. Многие из них были должны ему и надеялись, что сегодня на радостях он простит долги. Напрасно они надеялись: ростовщик слышал через закрытую дверь голоса своих должников и злобно усмехался в душе. "Я скажу им сегодня, что прощаю долги, — думал он, — но расписок я им не верну, расписки останутся у меня. И они, успокоившись, начнут беспечную жизнь, а я ничего не скажу, я буду молчать, но втайне все время подсчитывать. И когда на каждую таньга долга нарастет еще десять таньга и сумма долга превысит стоимость домов, садов и виноградников, принадлежащих ныне моим должникам, я позову судью, откажусь от своего обещания, предъявлю расписки, продам все их имущество, оставлю их нищими и наполню золотом еще один горшок!" Так он мечтал, снедаемый неутолимым корыстолюбием...
— Успокойся! — ответил Ходжа Насреддин. — Через полчаса ты будешь вознагражден. Пусть посреди двора зажгут большой костер.
Пока слуги носили дрова и разжигали костер. Ходжа Насреддин думал о том, как бы одурачить ростовщика и взвалить на него всю вину за неудавшееся исцеление. Разные способы приходили ему в голову, но он отвергал их подряд, не признавая достойными. Костер между тем разгорался, языки пламени, слегка колеблемые ветром, поднялись высоко, озарив багряным блеском листву виноградника.
— Разденься, Джафар, и трижды обойди вокруг костра, — сказал Ходжа Насреддин. Он все еще не придумал достойного способа и выигрывал время. Лицо его было озабоченным.
Родственники наблюдали в безмолвии. Ростовщик ходил вокруг костра, словно обезьяна на цепи, болтая руками, свисавшими почти до колен.
Лицо Ходжи Насреддина вдруг прояснилось. Он облегченно вздохнул и, откинувшись, расправил плечи.
— Дайте мне одеяло! — сказал он звучным голосом. — Джафар и все остальные, подойдите ко мне!
Он выстроил родственников кольцом, а ростовщика посадил в середине на землю. Потом он обратился к ним со следующими словами:
— Сейчас я накрою Джафара этим одеялом и прочту молитву. А все вы, и Джафар в том числе, должны, закрыв глаза, повторять эту молитву за мной. И когда я сниму одеяло, Джафар будет уже исцелен. Но я должен предупредить вас об одном необычайно важном условии, и если кто-нибудь нарушит это условие, то Джафар останется неисцеленным. Слушайте внимательно и запоминайте.
Родственники молчали, готовые слушать и запоминать.
— Когда вы будете повторять за мною слова молитвы, — раздельно и громко сказал Ходжа Насреддин, — ни один из вас, ни тем более сам Джафар, не должен думать об обезьяне! Если кто-нибудь из вас начнет думать о ней или, что еще хуже, представлять ее себе в своем воображении — с хвостом, красным задом, отвратительной мордой и желтыми клыками — тогда, конечно, никакого исцеления не будет и не может быть, ибо свершение благочестивого дела несовместимо с мыслями о столь гнусном существе, как обезьяна. Вы поняли меня?
— Поняли! — ответили родственники.
— Готовься, Джафар, закрой глаза! — торжественно сказал Ходжа Насреддин, накрывая ростовщика одеялом. — Теперь вы закройте глаза, — обратился он к родственникам. — И помните мое условие: не думать об обезьяне.
Он произнес нараспев первые слова молитвы:
— Мудрый аллах и всеведущий, силою священных знаков Алиф, Лам, Мим и Ра ниспошли исцеление ничтожному рабу твоему Джафару.
— Мудрый аллах и всеведущий, — вторил разноголосый хор родственников.
И вот на лице одного Ходжа Насреддин заметил тревогу и смущение; второй родственник начал кашлять, третий — путать слова, а четвертый — трясти головой, точно бы стараясь отогнать навязчивое видение. А через минуту и сам Джафар беспокойно заворочался под одеялом: обезьяна, отвратительная и невыразимо гнусная, с длинным хвостом и желтыми клыками, неотступно стояла перед его умственным взором и даже дразнилась, показывая ему попеременно то язык, то круглый красный зад, то есть места наиболее неприличные для созерцания мусульманина.
Ходжа Насреддин продолжал громко читать молитву, и вдруг остановился, как бы прислушиваясь. За ним умолкли родственники, некоторые попятились. Джафар заскрипел под одеялом зубами, ибо его обезьяна начала проделывать совсем уж непристойные штуки.
— Как! — громовым голосом воскликнул Ходжа Насреддин. — О нечестивцы и богохульники! Вы нарушили мой запрет, вы осмелились, читая молитву, думать о том, о чем я запретил вам думать! — Он сорвал одеяло и напустился на ростовщика: — Зачем ты позвал меня! Теперь я понимаю, что ты не хотел исцеляться! Ты хотел унизить мою мудрость, тебя подучили мои враги! Но берегись, Джафар! Завтра же обо всем будет известно эмиру! Я расскажу ему, что ты, читая молитву, нарочно с богохульными целями все время думал об обезьяне! Берегись, Джафар, и вы все берегитесь: это вам не пройдет даром, вы знаете, какое полагается наказание за богохульство!
А так как за богохульство действительно полагалось очень тяжелое наказание, то все родственники оцепенели от ужаса, а ростовщик начал что-то лепетать, стараясь оправдаться. Но Ходжа Насреддин не слушал; он резко повернулся и ушел, хлопнув калиткой…
Вскоре взошла луна, залила всю Бухару мягким и теплым светом. А в доме ростовщика до поздней ночи слышались крики и брань: там разбирались, кто первый подумал о обезьяне…"
Думаю, с марксизмом аналогичная история, если
не думать об обезьянесоблюсти кучу условий и оговорок, то он может сойти за научную теорию.Теория К.Маркса применима лишь к роботам
Постоянно меняющийся расклад в уровнях развития производительных сил и производственных отношений - хороший аргумент для обоснования "научности" его теории "развития социального общества" - вплоть до совершенства. Но изменение правосознания человечества посредством роста научно-технического прогресса - это утопия! Более того, практика показывает совершенно обратное, и это полностью соответствует утверждениям христианской Церкви о грядущем и неизбежном апокалипсисе
сами знаете куда посланы
ваши "святые писания" и всякие там художественные произведения, не есть аргументы в дускуссии на научные темы... доказать "ненаучность" марксизма (даже по Попперу) вы не способны...
ч т д
Я даже затрудняюсь сказать
- кто преуспел в человеческой глупости больше: жрецы католической лжецеркови или "папы римские" от храма хвалёной НАУКИ..., и при всём этом у вас хватает наглости оценивать "научность" христианской библии? Она не для ваших мозгов, а так же не для мозгов "Попперов" и "Швондеров" - это уж точно! Про К.Маркса я вообще не говорю - ни малейшего представления о "высшей социологии" у этого дегенерата не было...
все на что способны...
собственно только ругаться вы и способны... на большее ума у вас нету...
наука тем и отличается от веры что определяет мир как позноваемыи и доступныи к пониманию, в неи руководствуются логикой... ну а про веру тут и говорить нечего определение "слепая вера" на мои взгляд достаточно емко...
так что сколько бы ни кричали разные злопыхатели про марксизм "как религию", факт в том что благодаря научному подходу к историческому процессу марксизм позволяет нам делать выводы наиболее объективно точно отражающие суть исторических процессов в обществе... и пока не будет предложен научныи способ лучше чем исторический материализм (с более точными выводами). до тех пор научныи коммунизм как наука будет передовым учением о взаимоотношениях людеи в обществе...
ну а ваша религия уже одной ногой на свалке истории и вы своим мракобесием насильно перетаскиваете и вторую ногу туда же... даи боги вам дожить да того светлого времени когда религия будет уделом только умственно неполноценных и краине престарелых...
ЛЕЧИТЬСЯ, ЛЕЧИТЬСЯ, И ЕЩЁ РАЗ - ЛЕЧИТЬСЯ !!!!!!!!!!!))))))))))))
Грех смеяться над убогими, конечно..., но если "учёные теоретики" в упор не видят очевидных "исторических фактов": Россия так и не вписалась в "научный коммунизм", кто виноват в таком "научном результате" - их научная теория или наша многострадальная Россия (оказавшаяся на "свалке истории")?
"малообразованные тупицы"
вот писал же лично я, что тезис т. Мухина:
"И, наконец, Маркс оформил свою теорию с истинно немецкой тщательностью в пухлые, многословные тома, написанные наукообразным жаргоном. То есть, только на эти тома взглянешь – и сразу видно, что это что-то очень-очень умное – истинно научное." - лучше никому никогда не показывать ибо он безграмотен...
Марксизм признан научным коммунизмом не потому что кто-то так сказал, а потому что начиная с Маркса его последователи руководствуясь материализмом стали применять для описания и формулирования законов человеческого общежития НАУЧНЫИ МЕТОДЫ!
потому Труды Маркса и его учеников Ленина и Сталина столь капитальны - они описывают практически все нюансы человеческих взаимоотношений - а это фактически весь мир созданныи людьми!
У меня к Вам принципиальный вопрос как к марксисту
Любая по-настоящему научная теория должна давать предсказания событий, неосуществление (невозможность наблюдения) которых будет означать ложность, несостоятельность теории. С легкой руки К. Поппера этот важнейший методологический принцип получил название "принципа фальсификации" (хотя о необходимости проверки теории практикой, экспериментом говорили задолго до Поппера): он требует, чтобы любая теория была опровержима экспериментально. Например, чтобы опровергнуть специальную теорию относительности, столь нелюбимую Ю.И. Мухиным и его последователями, достаточно будет в воспроизводимом эксперименте продемонстрировать возможность перемещения в пространстве вещества, энергии и/или информации со скоростью, превышающей скорость света в вакууме. Заметьте, в научной методологии речь идет не об экспериментальном подтверждении теории, не о подтверждении ее практикой, а о возможности ее опровержения! Это связано с тем, что наблюдать все факты, предсказываемые теорией невозможно, потому как их бесконечно много. А ограничиться конечным множеством фактов нельзя - вдруг среди еще ненаблюденного есть много чего, совершенно невписывающегося в теорию? Зато для опровержения теории достаточно обнаружить конечное число фактов, теории несоответствующих. Что человеку уже по силам. Именно поэтому в настоящей науке не говорят, что вот данный "эксперимент подтвердил теорию", а говорят "результаты эксперимента не позволяют отвергнуть данную теорию".
И именно в силу этого принципа любая "всеобъясняющая" теория, т.е. теория, способная предложить объяснение для абсолютно любого факта из ее "предметной области", вызывает большие подозрения в ее принадлежности к области научного знания. К тому же, "всеобъяснимость" теории влечет ее низкую прогностическую ценность. Именно потому, что она способна "объяснить" в т.ч. и взаимоисключающие факты. Что означает, что из такой теории возможно логически вывести и взаимоисключающие прогнозы.
Взять к примеру астрологию или теорию З. Фрейда. Почему они не научны, хотя используют наукообразный язык? Да именно поэтому, в силу своей "всеобъяснимости" и "нефальсифицируемости". К примеру, допустим, что Вы - астролог. Если Вы составите натальную карту некоему человеку, а она даст неверный прогноз событий для его дальнейшей жизни, будет ли это означать для Вас как астролога, что астрология несостоятельна? Да ни в коем разе! Это будет означать для Вас, что Вы всего лишь ошиблись при составлении натальной карты. Любые цепочки событий в жизни людей, в том числе, взаимоисключающие друг друга, позволяют составить соответствующую им натальную карту, и, тем самым, получить "объяснение" на языке астрологии. Аналогично для фрейдизма. В рамках этих теорий невозможно представить себе такие наблюдаемые события, которым невозможно было бы дать объяснение на языке этих теорий.
Поэтому, я хочу задать Вам следующий вопрос. Если Вы считаете, что хорошо изучили марксисткую теорию, и считаете, что эта теория - научна, то не могли бы Вы указать нам потенциально возможные явления, реальное наблюдение которых было бы равнозначно доказательству несостоятельности марксизма? Если нет, то на основании чего, Вы считаете марксизм научной теорией? Если же Вы считаете, что марксизм научен уже только потому, что способен объяснить все абсолютно потенциально возможные факты социальной жизни людей, то чем его статус "научной теории" отличается от аналогичного статуса фрейдизма и астрологии?
Марксизм, как известно,
Марксизм, как известно, учение состоящие из трех частей:
- Учение о неизбежности прихода коммунизма (в том числе и моральное, и постановка цели)
- Диалектический материализм, как философия
- Учение о капитализме на базе трудовой теории стоимости.
Опровержением первого была бы мировая практика, в которой бы имелась тенденция к раздробленности и частности а не к обобществлению. Пока такой тенденции нет, напротив, есть тенденция к обобществлению производства в рамках всего мира. Даже крах общественного производства в СССР являлся не столько переходом к частному производству, сколько его крахом вообще и включением СССР в производство всего мира в качестве сырьевого придатка.
Опровержением второго была бы практика успеха волюнтаристских мероприятий типа что хочу, то и ворочу без учета ситуации. Например успех АВН полученный в соответствии с "наукой управления людьми".
Опровержением третьего было бы опровержение законов, открытых Марксом в "Капитале". Этим часто пытаются заниматься "интеллектуальные" экономисты, нападая на трудовую теорию стоимости.
Вообще-то считается, что
Вообще-то считается, что марксизм это:
Но в общем Вы правы, Ваши определения вполне годятся.
Хитрость в том, что политическая экономия Маркса написана из рук вон плохо. Он абсолютно не умел "писать популярно". Его трудно читать, а понять и усвоить прочитанное - вообще титанический труд. Большинство людей судит о нем по "остаткам со школьного курса обществоведения".
Судить о его правоте и неправоте очень трудно, поскольку для проверки экономической теории её нужно знать. "Интеллектуальные" экономисты как раз этим и пользуются. Выхватывается "кусок" и делаются опровержения. Расчёт на то, что для ответного возражения человеку необходимо взять и прочитать несколько томов "Капитала" (этим, кстати и Ю.И. пользуется, заставляя меня, всю жизнь поезда водившего, штудировать политэкономию ).
Тоже полагаю, что тенденция укрупнения и обобществления процесса производства имеет место. Именно производства, а не распределения.
И со вторым согласен. Падение СССР, например, скорее подтверждает, нежели опровергает Маркса. Несмотря на марксистскую фразу, большевики поступали исключительно "не по Марксу", так что подтвердить или опровергнуть Маркса этот факт не может.
Ну, про "интеллектуальных" я вроде уже сказал.
Для ЛЭП-500
Марксова модель коммунизма предполагает реализацию основного коммунистического лозунга: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Необходимое условие построения коммунизма по Марксу - формирование всемирного социалистического государства, в рамках которого возможно уничтожение классов и становление самоуправления, упразняющего централизованную власть в виде правительства. Достаточное условие победы - ликвидация частной собственности на средства производства.
Локомотивом построения светлого будущего выступает именно последнее условие плюс требование к характеру труда как всеобщей первоочердной потребности человека. Обобществление средств производства ведет к росту кооперативных связей в социуме, упраздняет конкуренцию и предполагает обоществление управления производством. Усиление обобществления труда ликвидирует разделение труда, стирает при этом различия между умственным и физическим трудом. Достигается это путем всеобщего и всестороннего развития индивидуальных способностей посредством воспитания, доступности благ вследствие обобществленного характера их производства, возможностью смены вида производственной деятельности. Исчезновение разделения труда стирает различия между городом и деревней. Развитие промышленности обеспечивает социум товарами в достаточных количествах обусловленных потребностями общества. Это возможно в силу планового управления производством. Такой тип хозяйствования исключает кризисные явления в экономике и социальной жизни вследствие конкурентнообусловленного перепроизводства. Внедрение в жизнь самоуправления приводит к полному отмиранию института государства. В социальной жизни отношения полов переходят исключительно в биологическую сферу, а воспитание нового поколения (детей) - прерогатива общества. В совокупности эти процессы приводят к исчезновению деления общества на классы, стирают нацинальное деление социума, приводят к отмиранию религии, обеспечивают поступательное эволюционное движение общества без политических революций.
Перед нами идеализированная картина формирования общества всеобщего благоденствия построенная на первичности экономического базиса.
Но посмотрим выполнимо ли это.
Лозунг: «от каждого по способностям, каждому по потребностям" исходно требует ограничений. В контексте марксовой теории это прежде всего самоограничение. Возникает вопрос - возможно ли достижение всеобщего характера самооограничения без внешнего контроля? Исходя из настоящих знаний развития сообществ - нет. В силу природы человека как биологического объекта с его исконным эгоистическим стремлением доминирования, организация социума из неоднородных, различающихся, неодинаковых эгоистов в обязательном порядке требует различных форм контроля во избежание обмана.
В таких условиях отмирание государства - фикция. Никто не отменил законы термодинамики и экономия энергии, применительно к человеку в форме лени - объективное следствие этих законов. Упование на "от каждого по способностям" не уместно в силу вот такой энтропийной составляющей в поведении (существовании) человека. Также утопией представляется тезис исчезновения разделения труда. Опять же в основе биологические ограничения - природа не сочла нужным одаривать каждого человека, несмотря на его статус социального, разумного животного, универсальным набором ментально-физиологических способностей. Наоборот - перед нами спектр человеческих возможностей, что не мешает, впрочем, подавляющему большинству достичь уникальности, но в своей специфичной области. Искуственные манипуляциии, например, посредством генной терапии, только усилят индивидуальные потенциалы, но не нивелируют личность. Обезличенное общество - не предмет настоящего обсуждения. Это сфера муравьиного коммунизма. Также утопическими представляются взгляды на отношение полов, ошибочный главенствующий мотив в которых состоит в доминировании характера производственной среды. Но сущность формирования раздельных полов - большее чем просто продолжение рода. Это средство генерирования разнообразия, усиления приспособительного потенциала вида, средство непрестанного генерирования антисоциального эгоизма. Мы очевидцы последствий фенимизации современного общества - западного ли, бывшего советского ли - итог плачевен в обоих случаях.
Исключение матери, семьи из воспитания ребенка - прямая дорога к декструктиризации общества, создания искственного раскола в результате потери связей между поколениями. Более того, с физиолого-психологических позиций это генрирование психически неполноценных особей. Собственно, по Марксу, перед нами попытка унификации человека в направлении идеала муравейника. Если исходить из того, что класс - "социальная группа лиц, определяющаяся положением, которое они занимают в системе общественных отношений", то исходя из самого понятия человеческой общности, формируемой из индивидуумов-личностей, упразднить такие социальные группы в социуме со сложнейшей системой иерархических отношений (не обязательно применительно к владению средствами производства) представляется в принципе невозможным. Допустим, мы унифицировали людей (в наиблагороднейших гуманистических целях и соответствующими средствами) то, избежав общества-муравейника с его детерминированным членством, мы получим, скорее всего, не общество личностей объединенных какой-либо целью, но некий массив индивидуалистов, каждый из которых - самодостаточное общество-минивселенная...
Наконец, требование единого государства, сливания и стирания границ между этносами представляется также не только противоречащим биологической и социальной природе человека, но контрпродуктивно: унификация, усреднение есть ограничение эволюционного потенциала, путь к деградации и гибели.
стандартный набор антимарксистов
у Маркса и его последователеи научные работы - в ответ же несуться сплошь эмоции... Мнения и оценки... ну "не хочется" антимарксистам чтобы Маркс был прав вот они и выступают...
Ну и любимый метод опровергателеи и ниспровергателеи приписать, что либо типа:
"унификация, усреднение есть ограничение эволюционного потенциала, путь к деградации и гибели"
и потом бодро и радостно это опровергать...
Интересующемуся
Опять голые лозунги и эмоции...
че то путаете...
указанную строку вы Марксу приписываете... или не из вашеи писанины взято, а?
Интересующемуся
Очевидное следствие его "теории".
Не так
Очевидное Ez_jar-у следствие его "теории". Ваше "очевидное" с легкостью подвергается критики, а значит оно не очевидное.
SPR
А критику-то Вы где выискали?
там же
вероятно критика происходит оттуда откуда и ваш тезис приписываемыи Марксу...
Контрпродуктивность единого государства?
Однако реально дело идёт именно к "единому государству", а "мировое правительство" уже действует с весьма впечатляющей эффективностью". С момента исчезновения с политической карты мира СССР. Другое дело - в чьих интересах? А это - риторический вопрос.
Для Цзаофань
Вы совершенно неадекватно воспринимаете цели и последствия глобализации. Присмотритесь к западу - источнику глобализации и его жертвы одновременно. Нынешняя глобализация это тотальная универсализация, разделение человечества не просто на классы, а на фактически разные биологические виды с критерием разделения - наличие или отсутствие капитала. Это господство прежде всего финансовой олигархии, отказ от развития в угоду молоху потреблянства, деградация культуры, образования, науки и прочее... Так что, вопрос не риторический, а объективного выживания.
Вполне адЫкватно!
"Не адекватно воспринимаю"? Шутить иволите?! Дело идёт к преобразованию нынешней глобализационной формы капитализма в чисто рабовладельческий строй на новой технологической базе, только и всего. Национально-государственные "суверенитеты" будут раньше или позже окончательно упразднены, а определять и повелевать: чего, сколько, где, когда, как и кем производить, и потреблять, да и жить или подыхать, будет оццень-оццень немногочисленная замкнутая группа обитателей нового "Олимпа", абсолютно неподконтрольная и недоступная для человечьей "биомассы", в которую будет превращено (кроме "олимпийцев", разумеется) нынешнее человечество. Впрочем об этом, в той или иной форме, писано-переписано не раз и не два, как на "Западе", так и на "Востоке", да видно бестолку, пока гром не грянет - мужик не перекрестится! Увы, когда "грянет", - и креститься будет некому - роботы Чапека в религиях не нуждаются!
Остается добавить о
Остается добавить о "проблеме" известной как "избыточное" население...
Избыточное...
Ну я же уже написал - читайте: "кому жить, а кому подыхать...", неужели не ясно? Вживят при рождении "чип" ( в хвантастике - "радиоклетка", и всё - сигнал от компутера - и амба или песец! 40 лет прожил, и к праотцам (для "кжи"), а для особо ценных кадров ( скажем, слесарей-лекальщиков 7, ну, может быть, 6 разряда - до утраты или недопустимого ослабления профессиональных навыков. Для "олимпийцев" - максимум возможного для данного времени. Да уже и сейчас нет "проблемы избыточного населения" - это дело решаемо, была бы, т.н., политическая воля! Югославия, Ирак, Ливия, Ебипет и вся спидоносная Ахрика, и т.д., и т.п. - наглядная иллюстрация этого процесса. Просто конкретные пацаны остановились пока на полдороге, поскольку нужно пока ещё разрулить вопрос РЯО, но "то ли ещё будет...?".
Знаете почему у Маркса такие
Знаете почему у Маркса такие толстые книги? Он доказывал каждую свою идею. А у вас что? "Возникает вопрос - возможно ли достижение всеобщего характера самооограничения без внешнего контроля? Исходя из настоящих знаний развития сообществ - нет." Первобытно-общинный строй выкинули на свалку, замечательно. Следующее утверждение: "В силу природы человека как биологического объекта с его исконным эгоистическим стремлением доминирования, организация социума из неоднородных, различающихся, неодинаковых эгоистов в обязательном порядке требует различных форм контроля во избежание обмана. В таких условиях отмирание государства - фикция." Оказывается такая система как государство возникла для защиты людей от обмана братьями по социуму. Свежо, свежо и доказывать ничего не надо. Ну а подвести законы термодинамики под лень-высший пилотаж. Из той же оперы, что негры потому живут в нищете, что бананы им сами в рот падают-работать не надо, а русские-потому-что очень холодный климат в стране. Про разделение труда я уж молчу-тему лишь упомянули, раскрывать не пожелали, так упомянули на пару со словом утопия, наверное, чтобы увеличить разящий вес антимарксистского молота. Как никак надо ведь марксизм утопить полностью, мол нет НИЧЕГО в нём стоящего, а то оставь, что-нибудь, так найдётся какой-нибудь умник и доработает теорию и пиши-пропал капитализм, а это, страшно подумать, приведёт к деградации социум. Ну а последний абзац показывает, что вы даже "Манифест" не читали, если бы читали, то знали бы, что стирание границ между этносами произошло и происходит вследствие развития капитализма. Желаю вам дальнейших творческих изысканий в том же духе, может заметят сильные мира сего.
"возможно ли достижение
N тыщ до н.э. Сидят два неандертальца. И один с умным видом заявляет: "Возможно ли сделать топор из железа? Исходя из настоящих знаний развития человеческого общества - нет."
Замечательный, вполне научный вывод. Раз ни один питекантроп за миллионы лет не сделал ни одной железки, то безусловно возможен только каменный век.
«Лозунг: «от каждого по
«Лозунг: «от каждого по способностям, каждому по потребностям" исходно требует ограничений.»
Во-первых – это лозунг, а не определение. Во-вторых – развитие производительности труда подтверждает надежду, что график «по способностям» пересечет кривую «потребностей». В-третьих – потребности не только могут расти, но также и воспитываться.
«В таких условиях отмирание государства – фикция»
Отмирание государства в марксизме – это тенденция, а не приговор. Причем шла речь об отмирании такого государства, когда один из антагонистов имеет власть и с помощью её подавляет противника. Уверен, что ликвидации самоорганизации общества в форме МЧС или Минобрнауки никто не предполагал.
«Также утопией представляется тезис исчезновения разделения труда.»
Интересно, а где вы взяли этот тезис?
«Исключение матери, семьи из воспитания ребенка - прямая дорога к деструктуризации общества, создания искусственного раскола в результате потери связей между поколениями.»
Оглянитесь, оно уже идет полным ходом, ограничиваясь только доступностью и качеством общественного воспитания. По-моему здесь нет никакой деструкции, а - наоборот.
«Собственно, по Марксу, перед нами попытка унификации человека в направлении идеала муравейника.»
Вы путаете тенденцию и проект. Маркс подметил и обосновал тенденцию. Если мы движемся к «муравейнику» то так тому и быть, до тех пор, пока мы не сорганизуемся в другую сторону. А то, что есть такая тенденция и даже идеал (слово «муравейник» лучше заменить на благозвучное «государство Солнца»), я в результате своих наблюдений – подтверждаю.
«Если же Вы считаете, что
«Если же Вы считаете, что марксизм научен уже только потому, что способен объяснить все абсолютно потенциально возможные факты социальной жизни людей, то чем его статус "научной теории" отличается от аналогичного статуса фрейдизма и астрологии?»
С одной стороны – мало чем, поскольку, исследователь является частью объекта исследования. Очень трудно подняться в рассуждениях над «свободной волей» участников общественных процессов. С другой стороны – как мне кажется, все же возможен эксперимент, в котором можно увидеть и подтверждения и опровержения. Примеры таких экспериментов – история социализмов и динамика капитализмов.
Иллюстрация из «ньютонизма». Есть общество мышей на наклонной плоскости. Очевидно, что закон «скатывания вниз» «объясняет все абсолютно потенциально возможные факты социальной жизни», присутствует во всех «фактах». Одна из мышей открыла этот закон, заявив, что все «мы» рано или поздно окажемся в коммунизме (внизу). Насколько эта теория фальсифицируема?
ЛЕГКО
"не могли бы Вы указать нам потенциально возможные явления, реальное наблюдение которых было бы равнозначно доказательству несостоятельности марксизма? Если нет, то на основании чего, Вы считаете марксизм научной теорией? Если же Вы считаете, что марксизм научен уже только потому, что способен объяснить все абсолютно потенциально возможные факты социальной жизни людей, то чем его статус "научной теории" отличается от аналогичного статуса фрейдизма и астрологии?"
да легко, как только где то народ недовльный капиталистическими отношениями, решит поднять революцию против капиталистического уклада с целью замены его раболадельческим укладом, так сразу можно брать труды Маркса и сжегать...
еще раз для закрепления (упреждая крики про откат от социализма к капитализму в нашеи раше):
речь идет про именно сознание народа как реально существующее умонастроение, по которому совершается смена общественно политической формации, тоесть в обществе начинают господствовать в начале производственные отношения более архаичные по Марксу а потом под их влиянием идет смена настрояния большинства народа которыи выливается в революцию (в СССР кто помнит "плохо" жилось по их мнению только партапаратчикам, а народ СССР выступал за сохранение СССР о чем на референдуме и было высказано)...
то есть люди сами вдруг возьмут и захотят рабства или крепостничества - как только захотят и начнут поднимать революции с требованием "хозяина" "права первои ночи" и "прикрепления к земле" так сразу маркса можно выбрасывать на свалку истории...
НО ПОДЧЕРКИВАЮ что захотеть это должны не потенциальные рабовладельцы а именно большая часть народа (тех кем будут владеть)...
да ну и самая изюминка... вся эта революция должна привести к развитию производственных отношений а не их регрессу...
то есть может каки-нить узбеки и решат таки у себя ввести рабство (волевым решением и под гашиком). но у них после такои революции должны выити производственные отношения на новыи уровень...
Отправить комментарий