Должен сразу же предупредить глупцов – это философская работа, посему не тратьте на неё время – я и для умных разбил её на три части, чтобы облегчить понимание, и если ничего не помешает, то планирую давать её всю следующую неделю.
«Свобода – состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми. При этом свободу не стоит путать со вседозволенностью, когда человек вовсе не учитывает возможной пагубности своих действий для себя и окружающих», – такое, наиболее простое определение свободы дают лица, называющие себя философами.
Говоря по-простому: свобода – это возможность самому определять свои действия, если, разумеется, эти действия не вредят другим людям. Однако философы заложили в это своё определение явно недостаточные понятия – не добрались до сути того, что такое, на самом деле, свобода.
Да, «действует» человек всегда, даже когда спит, или ест, или развлекается, и для этих действий ему тоже нужна свобода. Естественно, от свободы для таких действий человек сам никогда не откажется, однако на такую свободу человека, как правило, никто и не покушается. Даже реальным, а не иносказательным рабам предоставлялись хлеб и зрелища.
Поэтому, когда политические или общественные деятели говорят о свободе (понимают они это или нет), то речь они ведут о более широком понятии, включающем в себя и помянутое в определении действие, – о свободе не просто «действий», а о свободе «деятельности». Хотя бы о свободе трудовой деятельности – деятельности по обеспечению «хлеба и зрелищ», и уж, безусловно, о любой общественной деятельности.
А вот тут и философы как-то не доходят в своих умствованиях до мысли, что любая деятельность состоят из трёх этапов – оценки обстановки (или задачи), принятие решения и собственно самого действия. И в данной триаде определяющим является принятие решения. Если решение не принято, то вся оценка обстановки является пустой болтовнёй; если решение не принято, то не будет и действия.
Таким образом свобода – это возможность принимать СОБСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ в своей деятельности.
И самым ответственным для человека являются не ошибки в оценке обстановки, и не само действие, а именно ошибка в принятии решения: ошибёшься и примешь не то решение – будет тебе или больно, или голодно, или позорно, или всё вместе.
А поскольку у человека не столько инстинкты, сколько его ум определяет его деятельность и действия, то из главенства ума следует вывод – чем глупее, чем на более низком уровне культуры находится человек, чем он менее способен использовать даже заученные им знания, тем больше он будет допускать ошибок в принятии решения, тем более глупые действия произведёт, тем жестче будет за них наказан.
И вывод – тем больше он БУДЕТ БОЯТЬСЯ самостоятельно принимать решения, тем МЕНЬШЕ ему нужна будет свобода! Свобода ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ!
Культура – это способность самостоятельно использовать максимум знаний из накопленных к тому времени человечеством. И чем больше человек способен САМОСТОЯТЕЛЬНО использовать самые разнообразные знания, тем выше его личная культура.
И тем больше ЕМУ НУЖНА СВОБОДА, напомню, свобода принимать решения.
Ещё раз – самому найти решение, даже готовое, и принять чьё-то решение потому, что вы считаете его правильным или считаете правильным так поступать, – это разные вещи.
Теперь отвлечёмся на «знания». Отвлечёмся на то, что знания необходимо не просто запоминать – это и компьютер, и даже магнитофон умеют. Человек должен уметь пользоваться знаниями, а не, повторю, просто заучивать и воспроизводить их.
Попробую это так объяснить.
Вот, к примеру, геометрия, и некто в школе даже пятёрку по ней имел, поскольку хорошо решал задачи со всеми этими треугольниками. Но эти задачи были на бумаге и не имели никакой связи с реальной жизнью, а научить этого юношу тому, как геометрия используется в жизни, было некому. Вполне возможно было некому и потому, что нынешние учительницы и сами это не умеют.
Вот пара примеров.
Я долго считал самым простым и убедительным доказательством того, что американцы не высаживались на Луну, геометрическое доказательство. Дело в то, что по легенде американцы высаживались ранним лунным утром – когда солнце поднималось едва на 8-10 градусов над горизонтом. При таком угле вершины треугольника, тень от предметов на Луне должна была бы быть раз в 8 длиннее высоты предмета. Однако таких теней на американских фото «с Луны» нет, следовательно, фотографии сделаны не на Луне. Но этот довод отскакивает от оппонентов, как горох, – они не могли и могут представить на местности треугольник, да ещё и с углом в 8 градусов. Экзамен по геометрии сдали, а толку от этого – ни на грош!
А вот прочёл рассказ выехавшего в Израиль русского еврея, который устроился строительным рабочим к местному прорабу-израильтянину. И вот они строят дом и подходит время установить ступеньки, а в чертеже указано, что ступеньки устанавливаются под углом в 30 градусов. А у прораба только рулетка, и прораб поехал в контору за угломером. И пока он ездил, этот наш рабочий установил эти ступеньки под нужным углом с помощью только рулетки, чем несказанно поразил израильтянина.
Мои оппоненты и этот прораб, вполне возможно, имели в голове знания школьной геометрии, но в реальной жизни не способны были использовать эти знания, между прочим, превращая своё обучение в совершенно бесполезную потерю времени.
Тут как-то наткнулся на высказывание: «Зачем мне думать, если я и так знаю?!»
Действительно, зачем думать, сколько будет 2х2, если человек знает, что это равно 4? Во-первых, жизнь меняется, а вместе с ней может поменяться и истинность ваших знаний.
Вспомним, как мужик и медведь сельским хозяйством занимались. Посадили репу, и мужик предложил медведю осенью собрать вершки, а он-де соберет корешки. Медведь согласился, а осенью понял, что надо быть таким же мудрым, как и мужик, – научился, как правильно! На следующий год посеяли пшеницу, и медведь потребовал себе корешки.
И, кстати, если вы именно этот пример с 2х2 приведёте, то обязательно найдётся умник, который будет доказывать, что иной системе счёта 2х2 может быть равно совсем иному числу. И, наконец, подлецы начнут подменять понятия в используемых вами знаниях, к примеру, будут утверждать, что толерантность требует признать, что 2 это на самом деле не 2, а 2,5, чем начисто извратят смысл того, что вы знаете. Но вы этого не поймёте и будете платить 6,25 рублей там, где хватило бы 4 рубля.
Поэтому, хоть так, хоть эдак, но знания никак не могут подменить умение думать, а думать – это умение знания применять. И без этого умения даже самый знающий человек находится на очень низком уровне культурного развития, в лучшем случае от него толку, как от справочника. Такими являются типичные российские интеллигенты, но дело не в том, кем эти люди себя представляют.
Дело в том, что если человек малокультурен, если он не способен самостоятельно пользоваться знаниями, то ему СВОБОДА ПРОСТО НЕ НУЖНА. Вы можете его награждать свободой или лишать его свободы, а ему это будет безразлично.
Ему будет нужно другое – ему нужен будет кто-то, кто будет за него решать – ему нужен хозяин! Причём, понятие «хозяин» надо трактовать широко – в первую очередь, как ХОЗЯИН РЕШЕНИЙ этого человека, хотя, возможно, этот «хозяин» и не будет иметь над своим «рабом» никакой официальной власти.
Я даже не буду приводить в пример помянутую тупую интеллигенцию России, которая сама ни на что не способна, кроме воспроизведения заученных знаний. Интеллигенция (если речь не идёт о чём-то примитивном) ищет хозяина своих решений в лице распиаренных мудрецов, типа какого-нибудь «академика Сахарова», и интеллигенты просто не способны понять, что в общественных вопросах эти мудрецы тупые, как пробка. А если речь идёт о российской интеллигенции, то для неё «самый цимес» – это какой-нибудь модный заграничный философ.
Возьмём людей, казалось бы, не способных жить без принятия собственных решений – крестьян.
Помещик А. Энгельгардт в своих «Письмах из деревни» анализировал поведение русских крестьян Смоленской губернии и обращал внимание, что среди крестьян есть те, кто живёт своим умом, – самостоятельно обдумывает и принимает решения, когда и что делать по хозяйству. А массы остальных мужиков живут «за задумом» (по планам) таких думающих крестьян. Это значит, когда эти думающие крестьяне едут пахать, то и остальное село тоже едет пахать, они едут сеять, и остальное село едет сеять. То есть решения по сельхозработам принимают самые культурные крестьяне, и в деревне ТОЛЬКО ИМ нужна была свобода, а остальным свобода была без надобности – им нужна лишь информация о том, какое решение сейчас надо принимать. По сути – какие действия сейчас правильно производить. И если бы культурные мужики ради того, чтобы поиздеваться над селом, начали сеять хлеб в июле, то нашлись бы и дебилы, которые тоже сеяли бы в июле.
Да, таких культурных мужиков на селе уважали, да они и сами собой гордились, но их туповатые соседи отнюдь не стремились быть на культурных мужиков похожими.
Правда, в таком случае туповатые соседи всё же сами несли ответственность за свою деятельность. Подсматривай за умным хозяином или не подсматривай, а случись неурожай, ты сам пострадаешь от того, что посеял не в то время. И вот то, что подобные умные мужики – хозяева решений остальных – не отвечали за свои решения перед своими соседями, не устраивало очень многих мужиков на селе. Казалось бы, эта опасность голода должна была заставлять думать всех, но нет – даже эта опасность отнюдь не всех стимулировало повышать собственную культуру. И, как сообщат Энгельгардт, истинной мечтой множества мужиков было наняться в батраки и, как предел мечтаний, – в слуги (постоянные работники) к помещикам.
Эти мужики мечтали стать рабом.
Почему?
Потому, что рабу не надо было принимать собственные решения – за него думал помещик, рабу надо было только действовать по указанию помещика, и что бы ни случилось, но помещик всё равно накормит и выплатить оговоренную заработную плату – помещик за свои решения будет отвечать.
Вот это суть того, почему рабство было привлекательно многие тысячелетия (и в скрытой форме ещё больше привлекательно сегодня), почему восстания рабов, кроме восстания Спартака, практически никогда не было. Раб имел всё для гарантированной жизни, и это было для него в умственном отношении гораздо проще, чем быть свободным, чем жить своим умом – самому принимать решения, как тебе обеспечить свою жизнь.
Примерно в одни и те же годы XIX века восторженные энтузиасты на двух континентах взялись освобождать от рабства негров в США и крепостных в России, но смотрите – и там, и там, это происходило без участия самих освобождаемых – самим рабам это было не надо.
Ярый ненавистник крепостного права Герцен описал случай, когда его родственник опередил события и ещё до всеобщей отмены крепостного права отпустил на волю своих дворовых людей. Прогрессивный был! Но дворовые бросились к нему с криком: «Батюшка, не гони!»
Не освобождай!
Почему? Подробно об этом поговорим в продолжении, а сейчас прервёмся, чтобы осмыслить – для малокультурного человека быть рабом – это мечта, и не важно, какое образование или какая учёная степень у этого раба. В области своей специальности, возможно, он и мастер, но в остальных областях знаний ему нужен хозяин, решения которого он мог бы принять и воспроизвести в своих действиях.
(продолжение следует)
Ю.И. МУХИН
Посетителям
К ЧИТАТЕЛЯМ КОММЕНТАРИЕВ И КОММЕНТАТОРАМ
почему восстания рабов, кроме
почему восстания рабов, кроме восстания Спартака, практически никогда не было
========
Чепуху написали, ЮИ, я лично инициировал такие восстания от школы, когда в знак протеста всем классом уходили их школы при оскорблении учителем. Потом восстание (бунт) на гарнизонной гауптвахте, когда батальон арестантов валяли в жидкой грязи по колено и издевались караульные как хотели, заставляли маршировать по этому болоту из глины петь про я играю на гармошке и падать мордой в грязь через каждые полминуты по коменде вспышка: справа, слева, сзади. Единственный кто не нырял в грязь был я, так ни разу и не уложили как затворами не щелкали в меня, ничего у них не вышло. После чего присоединлся один потом второй и потом почти все встали и перестали падать в грязь, а тех кто падал (предателей-штрейкбрехеров) отпинали ногами как сук.
Может кто из сослуживцев помнит этот случай, тк он был единственный за всю историю этой гарнизонной гауптвахты. Но после этого издевательства прекратили, больше при мне ни разу таких экзекуций не устраивали.
Про иные бунты и восстания лень писать даже - это фон моей жизни, и всегда коллектив меня поддерживал. Дали все полномочия и по профсоюзу, и по товсуду, и по народному контролю. Администрация и парторг обычно на цирлах подходили, тк знали цену конфликта для себя.
Потому восстание это дело примера мужества не более и они нередки, вы просто попадали не в такой коллектив, хотя у вас лично есть задатки показывать такой пример личного мужества.
Чепуху написали, ЮИ, я лично
Мне кажется ты не совсем психичски здоров и иногда совсем не понимаешь статьи. Или может ты понял статью, но свою анонимную личность сравнил с личностью Спартака и обиделся, что автор после упоминания после упоминания последнего, не упомянул анонима из интернетов и его какие то местечковые "бунты"? Так то один порядок (это я по математику), да?
Это ты крыса-шушара, халуй по
Это ты крыса-шушара, халуй по крови, мало что понимаешь, а поганым своим языком ляпаешь, что попало. Участники ВОИНР уже неоднокатно проявили мужество и героизм, о которых никому не известно. Людей аресттовывали, дома и квартиры взламывали, их массово истязали и пытали, они валялись в крови сутками и избиения с запугиваниями и угрозами убийства продолжались, даже после потери сознания. НО никто не поддался террору и никто не предал и не сдался, не отступил от своего права и не подписал то что выбивали из них - о подготовке вооруженного восстания ВОИНР.
Двоих мы похоронили уже в этой борьбе. Двое невинных осуждены по сфальсифицированому уг. делу один доведением его до самоубийства вторая удушена на ИВЛ, героическая женщина, сражалась как львица, дочь первого начальника милиции в этом городе.
А то ты тля и гнида вонючая, пасть свою захлопни шакалью.
Гостьех
>Это ты крыса-шушара<
Гандон, ты в курсе что если Макаров шушара, то ты автоматом оказываешься буратиной? Причем, если на счет товарища Макарова мы усомнимся, то вот тебе погоняло "Буратино" в самый раз. В цвет ты себя погнал.
>Участники ВОИНР уже неоднокатно проявили мужество и героизм, о которых никому не известно. <
А ну это видимо очередной куплет твоей бесконечной песенки "у нас есть такие приборы, но мы вам про них не расскажем".
>Людей аресттовывали, дома и квартиры взламывали, их массово истязали и пытали, они валялись в крови сутками и избиения с запугиваниями и угрозами убийства продолжались, даже после потери сознания.<
Слушай, я не вкурил. Ты уже лет пять грозишься что твой ВОНИР вот-вот войдет в силу и подвесит меня за яйцы. А на деле вас, дебилов, регулярно чморят, а вы даже не пытаетесь защищаться придав дело огласке. Тебе не кажется что это сильно напоминает популярный анекдот про "Мужик, я не понял, ты охотник или 3.14дорас?"?
Еще одна сволочь грязная
Еще одна сволочь грязная хайло раскрыла. Это меня, пидораса конченного зачморили уже лет 5 тому и поссали сверху. Теперь клевещешь как дышишь. И трусливо удаляешь документы ВОИНР, а потом лицемерно ликуешь про где доказательства?
Буратино
От оно чё! То есть если бы я твои высеры не тёр, ВОНИР бы во всем мире уже победил? Спасибо, конечно, но боюсь ты сильно преувеличиваешь мою роль в судьбах вселенной.
Тупишь? Так делают все
Тупишь? Так делают все продажные твари в купленных СМИ, а ты лишь одна молекула в них - отражаешь как в зеркале тоже самое.
...мало что
Забавляет твой скулеж, особенно как вы атм вынесли смертный приговор всем, в том числе пациенту Купцову, а вас богатых и владельцев имущества СССР оказывается бьют, осуждают и в могилу кладут...
Ты точно псих!
Гостьсть
"почему восстания рабов, кроме восстания Спартака, практически никогда не было
========
Чепуху написали, ЮИ, я лично инициировал такие восстания от школы ..."
Так ты был рабом в школе и армии СССР? До такого даже путины с его калошами не додумались, разве что Геббельс!
Вижу, козявка, что ты даже в
Вижу, козявка, что ты даже в армии никогда не служил, слизняк. Не приходилось тебе унитазы вылизывать предварительно вылизав задницу у начальства (естественно строго по уставу и никак иначе).
При преступном советском
При преступном советском режиме, холуйствующем перед мировым капиталом, армия была той еще клоакой.
Вопрос
"При преступном советском режиме ..."
А кто доказал преступления советского режима, а, преступный вопрос?
Как понять доказал? Про
Как понять доказал?
Про поголовную насильственную вакцинацию советских младенцев читайте в Исторический обзор "Вакцинопрофилактика и права человека. 1994г." 1796web.com/vaccines/rnkb/content.htm
Все делали советские медики наученные на советских учебниках.
Про поголовную
1- Что по твоему етсь насильственно?
2- Сколкьо младенцев от этого умерло?
3- Этим предотвращали смерти или правоцировали их?
1. против воли жертвы (ее
1. против воли жертвы (ее представителей) и без решения суда.
2,3 читай текст, не ссы.
Вопрос
"Как понять доказал?"
С такими вопросами - тебе к психиатру.
Ранее самостоятельно
Ранее самостоятельно отвечено
http://www.ymuhin.ru/comment/reply/2448/854689
Вопрос
"Ранее самостоятельно отвечено"
Гы-гы! Балбес уже потерял способность к ответу!
Гостьсть
Это что, считать пропагандой за восстановление СССР?
Юрий Игнатьевич. Ну, в
Юрий Игнатьевич. Ну, в отношении геометрии и Луны вы наверное немножко неправы. Ведь, чтобы прийти к такому выводу надо прежде всего знать не геометрию, а астрономию и математику, причем на весьма приличном уровне - тем более что в мое время ее в средней школе и не преподовали. То же самое и в отношении Энгельгарда - по моему во все времена крестьяне следовали многовековому опыту, а не подглядывали за "справными" мужиками - откуда и многочисленные сельские праздники - в частности -"Марья огуречница", после которого уже можно высаживать огурцы, яблочный и медовый спасы и многие другие. Также и в отношении холопского отношения мужика к барину вы то же не правы - иначе бы не полыхали по всей России в начале 20-го века помещищьи усадьбы.....
Ведь, чтобы прийти к такому
Вроде sin, cos, tg в 7м классе начинают изучать, нет? А математику чуть ли не с первого класса. А астрономия, как таковая в этом деле вам зачем? Пару данных можно из любой таблице о фактах о луне дернуть.
Средняя школа - это конечно уровень для многих недостижимый!
Тебе, не жившему в деревне, не занимавшимся своим хозяйством конечно виднее, Энгельгард, гад, это всё выдумал, хз зачем...
Дорогой. Во первых - для
Дорогой. Во первых - для того чтобы знать расположение солнца относительно точки приземления астронавтов - надо знать и скорость вращения луны, и и ее орбиту вокруг земли, саму орбиту земли и точку прилунения астронавтов. А это уже расчеты в нескольких координатах. Так что знанием даже высшей математики в объеме среднего ВУЗа здесь не обойтись. И во вторых - вообще-то я живу в деревне в подмосковье - высаживаю огурцы и помидоры в открытый грунт после 5 июня, а картошку стараюсь посадить до летней НИКОЛЫ, а лук и морковь в зависимости от прогрева почвы....
Рассчеты в данной области
Рассчеты в данной области суть и предмет кватернионного исчисления. Это тебе не картошку на Духов день окучивать...
Гость николай николаевич
Вот-вот! Вот такие огуречницы в Москве сидели и сельским хозяйством управляли - спускали вниз команду, когда мужкам сеять.
Сеют тогда, когда земля прогреется, а оно по разному бывает. Вот Энгельгардт пишет:
"Весною нынешнего года крестьянам пришлось совсем погибать. Ни хлеба, ни корму; даже богачам пришлось прикупать хлеб; всю солому с крыш потравили, кислой капустой, у кого оставалась, овец кормили, -- сами весной щавельком перебьемся -- даже семя льняное, у кого было оставлено для посева, все потравили: толкли и посыпали резку. Каждый думал уже не столько о себе, сколько о скоте, как бы поддержать скот до выгона на пастбище. В конце марта и начале апреля положение было ужасное; если бы весна была обыкновенная, то большая часть скота должна была бы погибнуть от бескормицы, но Бог не без милости! Весна в нынешнем году наступила так рано, как и не запомнят старики. В чистый четверг, 13-го апреля, было тепло, как летом, даже жарко; прошел теплый проливной дождь, прогремел гром. В этот день в первый раз выпустили скот в поле, и -- вещь неслыханная -- с 12-го апреля весна установилась, и скот уже не пришлось более оставлять дома; было, правда, несколько холодных дней на Святой, но с Егорья скот уже стал наедаться в поле. Весна в нынешнем году -- настоящая весна, теплая, радостная, зеленая -- наступила тремя неделями ранее, чем обыкновенно. Не будь этого, крестьяне совершенно бы разорились, особенно бедняки, потому что кормы были потравлены еще до Евдокей и весь март пришлось кормить скот соломенной резкой, посыпанной мукой, а муку-то нужно было покупать, так как даже богачам своего хлеба не хватило!".
Юрий Игнатьнвич. Кто же
Юрий Игнатьнвич. Кто же спорит, только огурцы высаживают не когда прогреется земля. а когда исключаются ночные заморозки и ввиду многолетних народных наблюдений - а именно после 5 июня. Так что, когда сажать и когда убирать мужики прекрасно знали и без "умных" мужиков....
Гостьниколай николаевич
"Юрий Игнатьнвич. Кто же спорит, только огурцы высаживают не когда прогреется земля. а когда исключаются ночные заморозки и ввиду многолетних народных наблюдений - а именно после 5 июня."
Ну да, прогрев, он как электрички в СССР, всегда приходит по расписанию?
Точно, такая традиция "что
Точно, такая традиция "что на какого "егория" сеять" со времён внедрения "брюсова календаря", который регулярно переиздавали до начала 20 века. На селе, когда сеять картошку, к примеру, определяли просто сняв обувь и погрузив ступню в пашню по щиколотку. Если ступня не мёрзнет, значит можно сажать. И по х...ну, что там в "календаре" наваяли - климат везде разный, а уж погода - год на год не приходится.
Гостьниколай николаевич
"Ну, в отношении геометрии и Луны вы наверное немножко неправы. Ведь, чтобы прийти к такому выводу надо прежде всего знать не геометрию, а астрономию и математику, причем на весьма приличном уровне - тем более что в мое время ее в средней школе и не преподовали".
Для этого надо уметь читать, поскольку НАСА сообщала стояние Солнца над поверхностью Луны в месте высадки во время высадки.
А зачем тогда бороться за коммунизм?
Вот так и с народом, большинству всегда нужен вождь и начальник, зачем большинству коммунизм? Сыт, одет, человейник для поспать, новый телефон, кредитный автомобиль и загар из Турции, вот что нужно большинству. И сегодня недовольство не от недостатка образования, или даже "больного" здравоохранения, недовольство от недостатка денег, которые можно обменять на вышеперечисленное. Но ведь так всегда было, разве не голод, в большинстве случаев, гнал народ на баррикады? Рабскому мышлению, при капитализме даже комфортнее, капитализм, по сути, губит жадность эксплуататоров, кидали бы ништяков побольше пиплу и пипл был бы доволен.
Отправить комментарий