Казахи
Яков Геринг собрал сведения об истории села, в котором прожил и проработал практически всю свою сознательную жизнь, и, в его пересказе, эта история выглядит так.
«Рассказывают, что где-то в 1907 году приехал в эти места обоз переселенцев с Украины… Переселенческая колонна, которой суждено было обосноваться на землях нашего нынешнего колхоза, добиралась до Омска с большими трудностями и лишениями. Проделав путь в несколько тысяч километров, бедные крестьяне (преимущественно немецкой национальности) совсем обнищали. Их представителям в Омском переселенческом управлении сказали, что Омская губерния — еще не конец затянувшегося голодного путешествия, что земли на сотни километров от города, «на все четыре стороны», уже распределены и заселены. Переселенческое начальство посоветовало садиться на пароходы («пока Иртыш не сковали льды») и двигаться вверх по течению до города Павлодара: «будто там пока имеются свободные отруба».
Что оставалось людям делать? Надо было торопиться: как бы и там, вокруг Павлодара, не разобрали последние участки.
Опасения на этот счет были не беспочвенны. На многие десятки километров по обоим берегам Иртыша к тому времени не оставалось ни одного свободного клочка земли. О пойменных участках в долине Иртыша и разговоров быть не могло. Когда выборные гонцы заикнулись об этих землях в переселенческом пункте Павлодара, их просто на смех подняли...
Пришлось переселенцам двигаться на сотню километров в восточном направлении от Иртыша и оседать в безлюдной степи. На многие сотни верст ни одного деревца. Солонцовые плешины тонули в белых жестких ковылях, заполонивших запекшиеся песчано-глинистые земли.
…Среди голой, ковыльной, без единого деревца, степи разбили они свой первый стан. С него и началось село Константиновка, ныне центральная усадьба колхоза, названное так в честь первого землемера Константинова. Говорят, отвел он на каждую семью по шестьдесят десятин. Немало. Но что это была за земля? Равнина с супесчаными почвами, легкими по механическому составу, почти без гумуса, с многочисленными участками бесплодных солончаков. Обрушился на поселенцев и суровый климат зоны сухих степей Павлодарского Прииртышья: долгая, морозная, малоснежная зима, жаркое засушливое лето, почти без осадков — всего 200 мм в год».
Ну, как эти 200 мм осадков сравнить, скажем, с непростым по климату штатом Техас, на востоке которого осадков от 1300 до 1000 мм? То, куда прибыл этот обоз российских немцев, в СССР называлось «зоной рискованного земледелия».
«Что значит «зона рискованного земледелия», к которой относятся и земли нашего колхоза? – задает вопрос Яков Геринг и сам разъясняет. - Проведены наблюдения и подсчитано: из восьмидесяти одного года — с 1899 по 1980 — в Павлодарском Прииртышье острозасушливых выдалось 10 лет, сухих — 17, средних — 15, средневлажных — 21, а влажных 9. То есть, на периоды, которые можно назвать «средний нормальный год», падало всего треть времени».
Раз мы уж вспомнили о штате Техас, то вспомним, что примерно в то же время на «Дикий Запад» США, в тот же Техас, переселялись десятки тысяч крестьян со всего мира, в том числе и немцев. Но если сравнить климат, то американские немцы, по сравнению с российскими, ехали на курорт. Начнем с того, что немцам в Казахстане и думать было нельзя о том, что перезимовать можно будет в палатках или фургонах, – это исключалось. Нужно было немедленно строить жилье, но из чего? Яков Геринг рассказывает:
«Пришельцам не понадобились привезенные топоры. «Срубите там дома из вековых сосен, из витых лиственниц», — горестно вспоминали они напутствия провожавших. Рубить здесь просто было нечего».
Но в отличие от переселенцев на Дикий Запад в США, для которых главной опасностью было местное население - индейцы, в России этой опасности не существовало. И нельзя это объяснить каким-то уж особым миролюбием местного населения - казахов. Это люди, как люди и их история изобилует бунтами, восстаниями, набегами на иные племена и отражениями набегов. Нельзя это объяснить и тем, что переселенцы никак не задевали экономических интересов казахов. Для земледелия нужны хорошие почвы, но на таких почвах росла и хорошая трава – то, что нужно для казаха-скотовода. Казалось бы, конфликт между местным населением был неизбежен, однако конфликта не было!
Иногда ключ к пониманию сути происходящего может дать один маленький факт или случай. К примеру, такой. Чокан Валиханов - офицер разведывательного управления Главного штаба Российской армии, прямой потомок Чингиз-хана, правнук Абылай хана – под видом купца, в составе купеческих караванов совершал разведывательные путешествия в глубь Азии. В одном из походов, как следует из описания Чокана Валиханова, на обратном пути в Казахстан их караван перехватила банда местного разбойника, но вместо платы за проход каравана по контролируемой им территории, банда начала караван грабить. Караванщик пытался урезонить главаря разбойников тем, что они едут от местного князя, но разбойник только рассмеялся – местные князья не представляли для него никакой существенной угрозы. Тогда караванщик заявил: «Мы подданные Белого Царя и за наши обиды тебе ответят его пушки!» Это резко изменило настроение разбойников, они вернули награбленное, взяли обычную плату за проход каравана, и отпустили его с миром. И они понимали, что устоять против Белого Царя – Императора Всероссийского – никто не сможет, Белый Царь обиду своим подданным не простит, посему и не стали испытывать судьбу.
Разбросанные по кочевьям, не способные оказать друг другу помощь в случае нападения со стороны неприкрытых ничем границ, казахи не могли не понимать или даже не чувствовать, что увеличение количества сограждан, хотя и создает определенные неудобства для жизни, но обеспечивает главное жизненное удобство – безопасность.
И, наконец, и местные казахи, и переселяющие немцы и русские были под контролем царской администрации, для царя они были равнозначны в своих гражданских правах, и администрация следила, чтобы между ними не было никаких ссор. В противном случае жестоко наказывались виновные, невзирая на их происхождение и вероисповедание. Вообще-то такой контроль считается потерей свободы, но это потеря свободы посягать на свободу своих сограждан.
Но вернемся к переселяемым немцам, и к тому, что они оказались в голой степи без какой-либо надежды построить к зиме дома. И они поступили единственным разумным способом – стали разыскивать казахов, чтобы просить у них помощи, причем, помощи интеллектуальной. Яков Геринг описывает:
«Разослали тех, кто покрепче, у кого сохранились силы, к северу и югу, к востоку и западу — нет ли поселений. Вскоре трое вернулись, а четвертого нет и нет. Только к вечеру показались на горизонте два верховых.
Оказалось, что одному из посланцев удалось обнаружить в степи казахское селение. Жители прислали своего представителя. Гость, аксакал, слез с коня, пристально оглядел присмиревших людей в обтрепанной одежде: изможденные лица со впалыми щеками, усталые глаза. На ломаном русском языке сказал:
— Саман делай нада. Самануха делай нада. Зима студеный ходит скоро...»
Саман – это кирпич, обычно большого размера, изготовленный из глины, перемешанной с мелкой соломой и навозом, обычно, конским. При высыхании приобретает достаточную строительную прочность и высокие теплоизолирующие свойства. Геринг продолжает рассказ:
«Сразу никто не понял, о чем он толковал. Но от его слов будто теплом повеяло. Люди почувствовали, что есть надежда на помощь.
Решено было на утро съездить в селение и выяснить, что делать. Там, в безымянном ауле, увидели люди, как местные жители делают саман. Не без труда, но поняли, что надо скорее строить земляные дома, иначе скоро наступят холода.
Много раз из аула приходили к переселенцам люди, чтобы показать, как строить плоскокрышие избы. Но чаще других — тот аксакал Нургали, добрый, гостеприимный человек. Его небогатое земляное жилище всегда было открыто для всех желающих, чтобы что-то спросить, посоветоваться. И к дружескому дастархану приглашала хозяйка».
Гостеприимство казахов и я просто обязан подтвердить. Мне порою казалось, что гостеприимство казахов это чуть ли не главная их религиозная и особо чтимая заповедь, в которую они вкладывают всю душу. Я упоминал, что в 1995 году участвовал в выборах. Организация выборов была подлой и меня не раз обманывали тем, что сообщали о назначении предвыборных собраний в местах, в которых они не собирались. Так было и в случае, который мне хочется описать для примера гостеприимства. Приехали мы в заснеженный аул километров за 200 от города, подъехали к дому председателя колхоза, тот в коровнике убирал навоз. Председатель страшно удивился, поскольку ему о нашем приезде не сообщили, но тут же послал детей оповестить аул о сборе через час в клубе колхоза, а нас пригласил в дом. Поскольку из-за погоды невозможно было предсказать, сколько мы будем в поездке, то мы взяли с собою еду, помнится колбасу, сыр и бутылку водки. Учитывая, что хозяин нас не ждал, я, по глупости, предложил ему поставить наши припасы на стол, чтобы не сильно напрягать хозяйку. У хозяина чуть слезы из глаз не брызнули. Он от оскорбления и говорить не мог: «Вы… вы… вы считаете, что я не способен принять гостей?!». Сопровождавший меня казах на меня зашикал, а перед хозяином начал извиняться: «Он русский, вы его простите, он плохо знает наши обычаи».
Был мусульманский пост, днем нельзя было есть, тем более пить водку, поэтому хозяин задернул занавески на окнах: «Чтобы аллах не видел», - хозяйка накрыла на стол хлеб и холодное мясо, хозяин налил в рюмки свою водку и предложил тост за нас. Хозяйка рядом наливала понемногу чай в пиалы, хозяин лично подавал пиалы гостям, старшая дочь, лет 12-13, деловито хлопотала на кухне и сновала в комнату с чайниками и боурсаками – жаренными в масле сладкими шариками из теста с творогом. Я был тронут искренностью происходящего и до сих пор этот прием стоит у меня перед глазами.
И Яков Геринг, проживший в Казастане всю жизнь, не привести пример казахского гостеприимства просто не мог. Вот он зимой в пургу, сутки не спавший и не евший, лично пригоняет на элеватор головную машину с зерном для сушки. Кочегар элеватора, казах Катулла Рахметов, организовал рабочих для приема зерна, а сам занялся Яковом. «По совету Катуллы я принял в котельной душ, и мы пошли к нему домой завтракать. Нас ждал настоящий дастархан», - пишет Геринг. Дастархан можно назвать и едой, но это не только еда, и даже не праздничная еда – это ритуал еды с дорогими гостями.
«Не перестаю удивляться умению казахов превращать прием гостя в подлинное торжество, в радостный праздник, - продолжает Яков Германович. - Вот и на этот раз я убедился, что мне, совсем незнакомому человеку, в этом доме рады все: и хозяйка, суетившаяся в передней, готовя чай со сливками, и дочери-подростки, приносившие и ставившие пиалы на низкий круглый столик. Радовался и Катулла, хлопотавший над бесбармаком...
После завтрака я засобирался. Надо было решить вопрос о просушке зерна, поговорить с руководством элеватора. Но Катулла был непреклонен: отдыхать, отдыхать. Все хлопоты о судьбе привезенного хлеба он взял на себя.
Большая семья у Катуллы — семеро мальчишек (мал-мала меньше) и, кажется, столько же девчонок. Увели меня в комнату с пышной постелью, и дом, в котором только что царило праздничное оживление, погрузился в полную, никем и ничем не нарушаемую тишину».
Итак, летом 1907 года немцы приехали в Успенский район Павлодарской области. «До наступления холодов появились низкие желтые саманные домики с плоскими крышами, - пишет Геринг, - Так было заложено в степи село Константиновка, а потом и Равнополье. Залегли они, прижались к соленой земле, словно силы из нее могли почерпнуть...».
Строили немцы и свое село, и дома по казахским проектам: «В Константиновке стояло немногим более ста избушек с примыкавшими к ним скотными дворами, иногда с банькой на задворках. Внутри жилища почти треть занимала огромная печь, вдоль стен — самодельные лавки, в углу задней стены — полати. Освещалась изба коптилкой. На село был один колодец». Пройдут годы, под руководством и по идеям Якова Геринга на месте этих сел возникнут современнейшие городки, удобствам в которых и Европа позавидует, но в начале переселения европейской культуре подставила свое надежное плечо казахская культура.
Казахская культура все время опекала переселенцев. Так, к примеру, в работе о немцах, переселившихся чуть дальше на восток – на Алтай, сообщается: «Кожаные изделия - сбрую, хомуты и т. п., немцам сначала продавали казахи, которые хорошо умели выделывать кожу. Казахи могли купить в немецкой деревне «худую» лошадь, зарезать ее, а кожу выделать. Также казахи могли приехать в деревню, где-нибудь остановиться, и немцы шли со своим материалом к ним делать заказы. Иногда к казахам в помощники шли немцы, которые учились выделке кожи. Со временем в селе появились свои мастера кожевенного дела».
Да, собственно, помощь казахской культуры не ограничивалось временами переселения. Вот, скажем, Якову Герингу, уже в 60-х годах прошлого века нужно было найти в безводной степи место под будущий поселок. Поселок невозможен без воды. Что делать? Тратить деньги для бурения скважин наобум, не представляя, можно ли в этом месте добурить скважину до воды?
«Брат Вальтер знал, где живет, теперь пенсионер уже, Сыздыков, разыскал его, и мы втроем отправились на поиски участка под будущий поселок, - сообщает Яков Геринг. - Проводники по еле приметным ориентирам привели меня к двум колодцам, вместо воды в которых оказался едва влажный песок. Стали прикидывать.
Проблему воды надо решать заново. Расстояние от дорог — десятки километров. В поселке, который мы собирались заложить, будут жить люди. Нужен свет, радио и со временем — телевидение...
Позже, когда мы с гидрогеологами решали вопрос о закладке скважины, они спросили Сыздыкова: по каким приметам он определил, что здесь вода близко?
— Аксакалы,— сказал Тулеубай, — никогда не ошибались в выборе мест для стойбищ.
И он повел нас в густые и высокие заросли чия, которые склоняли свои метелки до земли, а его упругие стебли вновь поднимали их во весь человеческий рост. — Чий-ага, — сказал Тулеубай, — самый верный признак, что вода близко. Встретишь такой чий, знай, — вода рядом. Можно докопаться лопатой».
Надеюсь, что сумел создать в уме читающего представление о том, как выглядели условия, в которых Яков Геринг, действовал, и кем были те люди, совместно с которыми он жил и работал.
В 1954 году началось освоение целинных и залежных земель, в Казахстан начала поступать техника, приезжать добровольцы из других районов СССР. Если в 1954 году в колхозе было 4 грузовых автомобиля и один легковой, а колхозная электростанция вырабатывала 46 тысяч киловатт-часов электроэнергии, то к 1963 году энергетические мощности возросли в 25 раз и достигли 11 300 лошадиных сил, а годовое потребление электроэнергии превысило 1 миллион киловатт-часов. В колхозе уже было 84 трактора, 46 зерновых комбайнов, 59 автомобилей. Действовали 13 стационарных двигателей, 10 передвижных электростанций, 210 электромоторов. Жизнь явно улучшалась, но все же…
«В нашем колхозе было распахано 1170 гектаров новых земель, - продолжает Яков, - что позволило увеличить площадь пашни до 20,5 тысячи гектаров, причем 16 тысяч гектаров — занять под посевы зерновых. И хотя урожайность этих культур (да и других) долго оставалась на одном уровне — 5 центнеров с гектара, изменения в экономике колхоза были ощутимыми: …колхозники стали больше получать на трудодни, что увеличило приток людей в хозяйство. В 1962 году число трудоспособных достигло 1034 человека, или увеличилось на 200 человек по сравнению с 1957 годом. К нам приехали работать специалисты: зоотехник, агроном, механик, ветфельдшер».
Положение с техникой и энергией государство улучшило, но главная проблема оставалась: чтобы вырастить мясо и надоить молоко, нужны были корма, а они в безводной степи зависели от погоды – будет дождик, будут корма, не будет дождика, придется скот резать.
Как быть? Что бы мы сделали на месте Якова Геринга, чтобы исполнить ту задачу, которую поставило перед нами государство? Как ее решить без надежного получения кормов? Прекрасных, высокоудойных и мясных коров Яков уже начал выводить, но без кормов не будет ни молока, ни мяса даже от элитного стада.
Это экономическая проблема, но была и другая, для Якова не менее тяжелая.
Он ведь не сам, не своими руками должен был получить молоко и мясо. В начале деятельности у него было более 1000 человек работников в подчинении, и ими надо было руководить. Поэтому начнем с того, каким Яков Геринг был руководителем, и с того, зачем вообще руководитель нужен и каким он должен быть.
(продолжение следует)
Ю.И. МУХИН
Юрий Игнатьевич! Спасибо!
Юрий Игнатьевич!
Спасибо! Получил огромное удовольствие!
Сейчас должен возникнуть Е.,
Сейчас должен возникнуть Е., чтобы заявить, как это "корифей всех наук", проживший в Казахстане 22 года, не знал о местных обычаях, начав совать на стол свою водку и колбасу.
А может проголосуем? Кто за
А может проголосуем?
Кто за удаление этого Владимира Е. с сайта?
Если большинство окажется "за" - в пожизненный бан.
Все демократично... Достал его "сумрачный гений"...
Я не понял - это что, и в
Я не понял - это что, и в 1907 г. уже "дотянулся кровавый Сталин" до немцев-спецпереселенцев? Это что, вся Омская губерния и Прииртышье уже были сплошной ОмИртЛаг "на сотни километров на все четыре стороны"?
Если Мухин взглянет на карту "непростого по климату штата Техас, на востоке которого осадков от 1300 до 1000 мм", то с немалым удивлением обнаружит, что весь юго-восток штата Техас - это побережье Мексиканского залива, а восток изобилует реками и озерами. Сравнивать ентот Техас с резко-континентальным Павлодаром конечно, можно, язык-то без костей, а бумага, она все стерпит... а может, лучше железную руду с артисткой Инной Рудаей.. а чаво? Она уж покрасивше Герингов будет, да и весит поменьше... все больше смысла.
Но в отличие от переселенцев на Дикий Запад в США, для которых главной опасностью было местное население - индейцы... Дался ему этот Техас... "увидеть Техас и умереть", что ли? Ну хоть бы прикинул, что Техас не "Дикий Запад", а скорее "дикий Юг", и в те годы соседние штаты, например Луизиана "куда переселялись десятки тысяч крестьян со всего мира, в том числе и немцев", была французской колонией, и до сих пор там все пропитано французской культурой, а вот следы немецкой "культуришь" на найдешь и под микроскопом, а Техас вообще был отдельным государством. Про "главную опастность идейцев" уж не будем... жаль, все же пожилой человек... уж не трогал бы лучше историю других континентов, а сосредоточился на знакомом все же Казахстане.
Что Мухин почему-то не отличает покорения чужих территорий от освоения своих, как-то уж неловко и упоминать. Это как наша советская промышленность, начинает делать швейную машинку, а получается пулемет, так и Игнатьич, садится писать вроде о целине, Техасе и с/x, а выходит все равно "Дрангх Нах Остен".
Иногда ключ к пониманию сути происходящего может дать один маленький факт или случай. К примеру, такой...Мы подданные Белого Царя и за наши обиды тебе ответят его пушки!» Это резко изменило настроение разбойников, они вернули награбленное, взяли обычную плату за проход каравана, и отпустили его с миром.
Просто поразительно мухинское умение из любой мухи тут же многозначительно выдуть слона, на глазах изумленной публики (как раньше писали о факирах). А может, этот офицер Белоцарского ГРУ просто показал разбойнику свою бело-сине-красную ксиву, и разбойник резко сообразил, что перед ним не лох-купчина толстомордый, а офицера спецназа себе дороже грабить, потому и решил не связываться, хотя башкиш все ж таки отстегнул и с офицера.
Сомневаюсь я однако..
Владимиру Е
Вы, чегой то вконец забрехались.Вероятно от мозговой натуги , после того как Асилили про антифриз? Жалко вас, болезного.
А может, этот офицер Белоцарского ГРУ просто показал разбойнику свою бело-сине-красную ксиву,
Точно , точно. А Штирлиц в берлинском кабачке всегда обслуживался вне очереди, так как он был Герой Советского Союза, и гестаповцы вынуждены были его пропускать без очереди по предъявлении им удостоверения Героя.
Это как наша советская промышленность, начинает делать швейную машинку, а получается пулемет
Не облаять СССР вы не в силах?
Для Владимир Е.
Владимир Е.: «Я не понял - это что, и в 1907 г. уже "дотянулся кровавый Сталин" до немцев-спецпереселенцев? Это что, вся Омская губерния и Прииртышье уже были сплошной ОмИртЛаг "на сотни километров на все четыре стороны"?»
Это до них дотянулся Николашка 2-ой.
Владимир Е.: «Сравнивать ентот Техас с резко-континентальным Павлодаром конечно, можно, язык-то без костей, а бумага, она все стерпит...»
А почему его не сравнить? Мухин то сравнивает то, что есть у нас, с тем что есть у американцев, что бы подчеркнуть сложность освоения этих земель по сравнению с американскими. Что тут нелогичного?
Владимир Е.: «…в те годы соседние штаты, например Луизиана "куда переселялись десятки тысяч крестьян со всего мира, в том числе и немцев", была французской колонией, и до сих пор там все пропитано французской культурой, а вот следы немецкой "культуришь" на найдешь и под микроскопом, а Техас вообще был отдельным государством.»
Ну да, а еще в Киеве дядька.
Владимир Е.: «Что Мухин почему-то не отличает покорения чужих территорий от освоения своих, как-то уж неловко и упоминать.»
А почему присоединенный к США Техас (а его территория испытывала недостаток переселенцев и после присоединения, были созданы специальные агентства по переселению из Европы, см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%F5%E0%F1) - «чужие территории», а присоединенный к России Казахстан – «свой»?
Владимир Е.: «А может, этот офицер Белоцарского ГРУ просто показал разбойнику свою бело-сине-красную ксиву …»
Да не, ежу же ясно, что он помахал перед бандюганами пультом наведения крылатых ракет.
Ну если вам все в Киеве
Ну если вам все в Киеве дядька, к чему вам дальше про Техас...
Мухину, конечно, тоже без разницы, что оттяпанные у Мексики техасские земли, что исконно русские там, что ныне называется Казахстан (или "Каззакия" по глобусу конгресса США).
Сомневаюсь я однако..
Для Владимир Е.
Владимир Е.: "Мухину, конечно, тоже без разницы, что оттяпанные у Мексики техасские земли, что исконно русские там, что ныне называется Казахстан (или "Каззакия" по глобусу конгресса США)."
А Вы полагаете, что если земли оттяпать, то там враз климат испортиться до уровня Казахстана?
Владимир Е.
соседние штаты, например Луизиана "куда переселялись десятки тысяч крестьян со всего мира, в том числе и немцев", была французской колонией, и до сих пор там все пропитано французской культурой,
Луизиану отдал Наполеон. И сейчас от французской культуры там остались только одни названия.
а вот следы немецкой "культуришь" на найдешь и под микроскопом
...Самая активная иммиграция шла из Германии (об этом говорят названия многих городов — Фредериксберг, Альдорф, Нью-Браунфельс и др.)...
Луизиану отдал Наполеон. И
Луизиану отдал Наполеон. И сейчас от французской культуры там остались только одни названия.
Бывали..? И как насчет следов дойчен культурен?
Сомневаюсь я однако..
Владимир Е.
Бывали..?
Да, приходилось.
И как насчет следов дойчен культурен?
Перед продажей Луизианы несколько немецких семей переселилось в сельскую местность вдоль реки Миссисипи, в место, позже ставшее известным как Немецкий Берег...
Будучи самой большой этнической группой в США, американские немцы оказали определяющее влияние на культуру этой страны, начиная от пива, капусты с сосисками, рождественской елки, Санта Клауса и до обостренного чувства коллективизма и семьи, которое в свое время помогало первым немецким колонистам, а сейчас возведено в ранг общенациональной добродетели. ..
Многие из американских немцев знают и говорят на своем родном языке. В Пенсильвании сложился даже один из самых ярких диалектов американского английского, известный также под названием “пенсильванский голландский (Dutch)” от искаженного “Deutsch” - “немецкий”...
Другой, не менее яркий ареал немецкой культуры в США сложился на исконно немецких занятиях - горнодобыче, молочном животноводстве и пивоварении...
Немецкие американцы были влиятельными практически во всех областях американского общества, в том числе в науке, архитектуре, промышленности, спорте, культуре, теологии, правительстве и военном деле. Немецкие американские генералы барон фон Штойбен, Джон Першинг, Дуайт Эйзенхауэр, и Норман Шварцкопф командовали армией США в войне за независимость, Первой мировой войне, Второй мировой войне, и войне в Персидском заливе, соответственно. Многие немецкие американцы сыграли заметную роль в промышленности и бизнесе, в том числе Уильям Боинг, Уолтер Крайслер, Джордж Вестингауз, и Дональд Трамп...
Немецкими американцами был создан первый детский сад в Соединенных Штатах, они принесли традицию рождественской ели, популярные американские продукты, такие как хот-доги и гамбургеры. Немецкие американцы также доминировали в пивоварении на протяжении большей части американской истории, начиная с пивоварных заводов, которые были основаны в 19 веке немецкими иммигрантами. Празднования немецких американцев проводятся по всей стране, один из наиболее известных является немецко-американский Штойбен Парад в Нью-Йорке, который проводится каждую третью субботу сентября...
А от французов остались одни названия, да и то, в основном, в Лузиане.
То есть не бывали. На что
То есть не бывали. На что далее отвечать, на копипаст?
Сомневаюсь я однако..
Не угадал. (( Главным в
Не угадал. ((
Главным в статье оказались климатические условия Техаса.
Да там латать - не за что
Да там латать - не за что хватать :) Только дочитаю до середины, как опять Земнухов забанит.
Сомневаюсь я однако..
Владимир Е
А есть чем читать?
Не угадал. (( Главным в
Не угадал. ((
Главным в статье оказались климатические условия Техаса.
Дочитал! Пацталом.... :)))мы взяли еду
Дочитал! Пацталом.... :)))
в долгую дорогу мы взяли с собою еду, помнится колбасу, сыр и бутылку водки (SIC!!!!)
Отсмеявшись и утирая слезу, вспомнил когда-то виденную в простом советском журнале "для немецких спецпереселенцев" "Гутен Таг" картинку "простого советского деревенского завтрака" - на длинном накрытом столе в саду я насчитал 6 (шесть!) бутылок водки! Похоже, и в Казахстане Игнатьич тоже в Фольксвагенах закуску в "Гутен Таг" заворачивал :)
Едешь на день - водки бери на неделю! :)
Сомневаюсь я однако..
Владимиру Е
Едешь на день - водки бери на неделю! :)
То , что вы алкоголик ради Христа, вы уже писали.Но зачем ваш алкоголизм приписывать Ю.И. Мухину? Очень хочется вам тяФФкнуть?
Банальность, но цифры запомнить бы.
С алкоголем проще: мужчина, он еще и солдат. Солдату перед боем противопоказано набивать желудок (на случай раны). А алкоголь калориен (жиры – 9 калорий на грамм, алкоголь - 7, углеводы – 4) и подавляет неразумную панику, на случай ранения – антисептик и анестезия, на привале помогает разжигать огонь и располагает к сплачивающему общению по душам, эликсир взаимопонимания.
Мухин на войну ехал или нес
Мухин на войну ехал или нес свет демократии в отдельные отсталые районы-аулы?
Сомневаюсь я однако..
Риск ДТП всегда с нами
Свет демократии. В Швеции каждому положен скоростной интернет, чего, напр., нет в Германии.
Владимир Е.
Чисто для самообразования. Вы, как ревностный христианин, за каждую свою ложь на сайте будете на исповеди отдельно отчитываться, или оптом быстрее пойдёт?
И где написано у Ю.И. Мухина , что он ехал в "отсталые районы и аулы"? Врёте, поди.
Как говорится: "и тут Остапа понесло".
Талрепу
Интересно, чегой то вы постоянно одними и теми же постами в разных ветках отмечаетесь?
А к тому, что 100 г наркомовских было разумно.
А сейчас хотя бы в разведку выдают живительный эликсир, или идете на криминал "не положено"?
Талрепу
Во время выполнения задач пить спиртное- запрещено.Спирт в группе присутствует.В качестве антисептика.Есть исключения.При укусе змеи, если под руками нет противоядия.
Известно, почему
Алкаш потому что, 100%!
Грешно смеяться над больными людьми!
Ермоленко
В ветке о Катыни я ответил Вам про АВН. Извиняюсь за вынужденную задержку.
Спасибо. Прочитал и
Спасибо. Прочитал и сохранил. Продолжим обсуждение в другое время в соответствующей теме. Здесь же предлагаю выслушивать тезисы Е. на тему "почему Мухин всё равно глупец, о чём бы он не высказывался". Е. это делает грубее, нежели вы, когда вы "настоящий", когда вы "юрист".
Уважаемый Ю. И.! Спасибо за
Уважаемый Ю. И.! Спасибо за статью... Исправте "бесбармак" на "бешбармак".
статью размещал я и тоже
статью размещал я и тоже обратил на это внимание. Однако исправлять не стал, поскольку это в цитате из воспоминаний Якова Геринга - возможно, у него это слово написано именно так.
Но в любом случае - большое спасибо Вам за внимательное прочтение и критические замечания.
Отправить комментарий