Выдающийся
По наводке читателя просмотрел мемуары Л.С. Понтрягина «Жизнеописание Л.С. Понтрягина, математика, составленное им самим». В конце книги есть рецензии на эти мемуары Льва Семёновича, написанные членом-корреспондентом АН СССР, доктором физико-математических наук И.Р. Шафаревича и историком В.В. Кожиновым, на сегодня оба уже умерли. И мне, честно говоря, хотелось бы полностью согласиться с тем, что написали эти рецензенты, однако Шафаревич и Кожинов писали о Понтрягине только как о выдающемся математике и борце, - только положительно. А я же, к сожалению, увидел в нём интеллигента. Можно было бы промолчать, но у меня уже несколько работ о российских интеллигентах, и я решил присовокупить к ним и разбор мемуаров Портнягина с этой стороны, чтобы со временем объединить все эти работы в книгу.
К сожалению, из-за необходимости цитировать, работа получилась громоздкой, что потребовало от меня разбить её на три части.
Итак, Лев Семёнович Понтрягин (полностью ослепший в юности из-за несчастного случая), - академик АН СССР и выдающийся русский математик. Я понимаю, что надо бы написать «советский», но судя по тому, что он сам о себе написал ещё в 1983 году, он был типичный российский интеллигент, и, соответственно, советского в нём ничего не было. Для меня это обидно - выдающийся математик - и не советский! Мне очень хотелось бы, чтобы он был советским, но помянутое его «Жизнеописание» не позволяет сделать такой вывод. Вот это и подвигло меня, повторю, написать о Понтрягине, не как об учёном, а как о примере российского интеллигента.
В том, что математиком и профессором он был выдающимся, у меня нет сомнений. Целый ряд его работ был переведен за рубежом, и там их воспринимали именно так - как работы выдающего математика. И это при том, что еврейские расисты, начиная с 50-х, уже шельмовали Понтрягина, как антисемита, а при еврейских мировых СМИ антисемиту невозможно получить титул выдающегося учёного без того, чтобы не быть выдающимся учёным, - еврейские расисты не дадут.
Антисемит
Немного о том, за что Понтрягин попал в антисемиты.
Стать антисемитом в России всегда было очень просто, к примеру, если ты не обеспечил учёным званием претендующего на это звание тупого еврея, значит ты антисемит. Понтрягин хороший пример этому утверждению. Он, разумеется, в мемуарах от этого обвинения оправдывается и одновременно цитирует то, что о нём писали за рубежом (в его цитате цитата еврейских СМИ): ««Дискриминация евреев в этой области началась в последнем десятилетии. Ярким примером является история «Математического сборника». После смерти И.Г. Петровского в 1973 году была назначена новая редколлегия во главе с Понтрягиным...». И дальше идёт таблица, из которой следует, что при Петровском было 34% еврейских работ, при моей редакции — 9%. Это рассматривается как антисемитизм. Причём только проценты принимаются во внимание. Не указывается ни одного случая отклонения хорошей работы автора еврейской национальности. Да таких случаев и не было! Цитата далее: «Дискриминация против еврейской молодёжи началась на Украине. Например, в 1948 году от одной трети до половины студентов Одесского института были евреями. В 1952 году евреи составили лишь 4% от вновь поступивших...». Значит, 34% — хорошо, 9% — уже антисемитизм. От одной трети до половины — хорошо, 4% — уже антисемитизм».
Для справки. Одесский университет должен был давать образование гражданам минимум Одесской области, а вообще-то, всей Украины. Процент евреев в составе населения Одесской области в 50-х годах можно оценить в 6%, в 2% на всей Украине и в 1,1 % в СССР (перепись была в 1959 году). И, как видите, 4% евреев в числе поступивших в Одесский университет - антисемитизм!
Это характерно для еврейских расистов. Для них естественно, что в СССР в «Математическом сборнике» должны быть размещены не достойные статьи по математике, а только статьи еврейских авторов, они уверены, что на математические факультеты (на содержание многонационального государства) должны поступать не способные абитуриенты всех национальностей, а только евреи!
А Понтрягин, видишь ли, имел наглость оспаривать эту «научную истину».
Профессор и Математик
Тем не менее, Понтрягин и в Википедии числится выдающимся математиком, а для человека со званием антисемита это круче Нобелевской премии (хотя эту премию за математику и нельзя вручать, но евреям вручают и за математические упражнения).
Однако для меня более важен иной момент. Математику знать надо каждому - это без обсуждений. Правда, надо знать не то, чем занимаются современные математики (об этом потом), а только то, что можно применить в жизни в практических вычислениях. И вот тут Понтрягину можно всё простить только за то, что он дрался за преподавание в школах математики, а не тупой зауми под видом математики.
Несколько цитат о том, за что Понтрягин боролся.
«Основное содержание модернизации заключалось в том, что в школьную математику внедрялась теоретико-множественная идеология, чуждая нормально мыслящему школьнику, склонному к практическому применению полученных в школе знаний, интересная лишь для школьников с извращённым мышлением. ...возникла необходимость говорить не о равных геометрических фигурах, а о конгруэнтных геометрических фигурах, не считаясь с тем, что слово «конгруэнтность» чуждо русскому языку и чуждо практике. Ведь никакой строитель не будет говорить о конгруэнтных балках, он будет говорить об одинаковых или равных балках.
…Школьники если бы и могли освоить все эти определения, то, во всяком случае, в результате огромного труда и затраты времени, благодаря чему основное содержание математики, т.е. умение производить алгебраические вычисления и владение геометрическим чертежом и геометрическим представлением, отодвигалось на задний план. И даже вовсе уходило из поля зрения учителей и школьников».
Об этом буду писать ниже, но тут будет к месту о заслугах наших «выдающихся учёных» в деле оглупления населения.
«Внедрение теоретико-множественной идеологии в школьную математику, несомненно, соответствовало вкусам А.Н. Колмогорова. …Составленные в описанном стиле учебники печатались миллионными тиражами и направлялись в школы без всякой проверки Отделением математики АН СССР. Эту работу осуществляли под руководством Колмогорова методисты Министерства просвещения СССР и Академии педагогических наук. Жалобы школьников и учителей безжалостно отвергались бюрократическим аппаратом министерства и Академии педагогических наук. Старые опытные учителя в значительной степени были разогнаны. Этот разгром среднего математического образования продолжался более 15 лет…».
Короче, не все академики в СССР были идиотами, извращавшими образование, были и нормальные профессора (Vivant professores!) и Понтрягин их образец.
К чести Понтрягина, и это не всё. В 50-х годах, в силу плохо мною понятых соображений, Понтрягин (напомню, он был полностью слепым) начал заниматься математическим обеспечением различных практических задач, скажем, созданием тех формул, по которым рассчитывается вывод спутников на орбиту. Для советских математиков это было настолько необычно, что правительство СССР осыпало Понтрягина премиями, орденами и званиями, включая звание Героя Социалистического Труда. Этих заслуг перед СССР отнять у Понтрягина тоже невозможно.
Математика и практика
Однако на этом закончу похвальное слово Понтрягину, поскольку в его воспоминаниях меня неприятно впечатлило совсем другое. Правда, начну о математике.
Понятное дело, что нельзя считать человека культурным, если он не способен считать, не способен вычислить параметры простых геометрических объектов, не способен найти искомую величину при помощи простых уравнений. То есть нельзя считать человека культурным, если он не способен пользоваться знаниями арифметики, геометрии и алгебры в пределах того объёма, которые школы давали 50 лет назад. Дифференциальное и интегральное исчисление следует оставить тем инженерам, которым оно будет требоваться в их делах. Да и то…
За всю свою 22-летнюю практику инженера мне ни разу не пригодились знания высшей математики, которую я учил в институте два года и, кстати, успешно сдавал экзамены. Только один раз я попытался математически описать процессы в руднотермической печь, для чего долго мучился с составлением интегрального уравнения, но безуспешно. Думаю, что вот такая потребность, как у меня, возникала вряд ли чаще чем у одного инженера моей специальности из 500. За всю его практику.
И вот сейчас, прочитав Понтрягина, я подумал, что лучше бы мне в институте просто объяснили принципы математического анализа и к каким книгам нужно обращаться, если в инженерной практике потребуется что-либо описать математически, а, главное, к кому обращаться в таком случае. Думаю, что в те годы работы на заводе мне не надо было самому мучится над составлением интегрального уравнения, а надо было заказать требуемое математическое описание процесса в печи у профессиональных математиков, окончивших математические факультеты. И мне, и им была бы польза.
Ну, ладно. Что я понял из описания Понтрягиным того, чем занимаются математики?
Математика как развлечение
Что математика в её «совершенном» виде и, главное, в представлениях самих математиков, это нечто сравнимое с игрой в шахматы. Вроде и ума требует не простого, и таланта требует, вроде и кое-какие ценители у математиков есть, да только всё время возникает вопрос - а на кой чёрт их математические упражнения нужны всему обществу?
Что толку обществу от решения что шахматных задач, что множества математических задач?
Вот, к примеру, Понтрягин восхищается: «Шнирельман был незаурядный, талантливый человек… Он сделал выдающееся научное открытие, дав первое приближение к решению теоретико-числовой проблемы Гольдбаха», - а в сноске разъясняется, что это за проблема такая: «Проблема Гольдбаха формулируется следующим образом: всякое ли целое число, большее 6, можно представить в виде суммы не более трёх простых чисел? Л. Эйлер показал, что для решения этой проблемы достаточно доказать, что каждое чётное число есть сумма двух простых. В 1930 г. Л.Г. Шнирельман доказал, что всякое целое число, большее 1, есть сумма не более чем 800 000 простых чисел». Блин! А кому это надо знать, и почему общество должно платить за эдакие развлечения ограниченного круга лиц?
Вот Понтрягин пишет о том, чем он занимался в 20-х и 30-х годах: «Топологическая алгебра, точнее, теория топологических или непрерывных групп была предметом моей научной и педагогической деятельности в течение нескольких лет». Мало этого, на топологии (неважно, что это, дальше поймёте, почему) Понтрягин сделал себе имя, как математик, и получил два ордена. Основой топологии, является теория множеств (тоже неважно, что это), а корифеем этой теории в СССР в то время был математик Н.Н. Лузин. Понтрягин о нём сообщает: «Начиная с 20-х годов Лузин имел многочисленную группу учеников, находившихся под сильнейшим его влиянием и носивших вместе название «Лузитания». Среди его учеников такие выдающиеся учёные, как П.С. Александров, А.Н. Колмогоров, М.А. Лаврентьев, Д.Е. Меньшов и многие другие». О себе Понтрягин пишет: «Я был учеником Александрова и очень многому от него научился». Иными словами, Понтрягин получил известность, как математик, совершенствуя одну из областей некой «теории множеств». Его первая книга по математике «Непрерывные группы» написана в 1937 году и является основополагающей монографией по топологической алгебре. И членом-корреспондентом Академии наук СССР он стал как специалист именно в этой области математики - в области теории множеств. Уместен вопрос - а кому в СССР те его работы были нужны? А никому! Описывая работы математиков 70-х, Понтрягин пишет: «Теория множеств, очень популярная во времена Лузина, в настоящее время уже утратила актуальность».
Мало так сказать, ведь от самого же Понтрягина и следует, что Колмогоров, с помощью этой теории множеств убил математическое образование в средней школе. И остаётся вопрос - кому в СССР (кроме ограниченного круга лиц, занимающихся или увлекающихся математической заумью) требовались и собственные математические манипуляции Понтрягина, если они даже в 70-е никому не были нужны?
Между прочим, Понтрягин, описывая учёбу на математическом факультете МГУ, сетует: «Многие даже очень хорошие математики, окончившие университеты несколько раньше меня, не могли найти себе работу». Всё правильно, но кому, кроме самих математиков, нужно было то, чем они занимались? Кому могут потребоваться знания того, «что всякое целое число, большее 1, есть сумма не более чем 800 000 простых чисел»? Ведь можно пожаловаться, что и шахматистов никто на работу не берёт, если не задаваться вопросом, а в какой области созидательной деятельности людей можно окупить содержание шахматиста? Кроме, конечно, области человеческих развлечений.
Вообще-то, родовым признаком российского (а потом и советского) интеллигента является крайне низкий уровень культуры, если под культурой считать то, чем она и является, - способностью использовать знания, накопленные человечеством. Но об этом в продолжении.
(продолжение следует)
Ю.И. МУХИН