Закон "О суде народа Латвийской Республики над членами Сейма и Кабинета министров"


2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит народу Латвии.

Конституция Латвийской Республики

В комментариях к моему предыдущему спичу меня неоднократно спрашивали и даже обвиняли в том, что я не предложил механизма ответственности власти перед народом. Но ведь я для того и выложил свою идею, чтобы посоветоваться с умными и знающими людьми. В результате обсуждения я получил ссылку на одну неоднозначную книгу — «Практичная русская идея» Юрия Мухина и Олега Шенина.

Не буду оценивать это произведение, скажу одно: оно излишне эмоционально и сильно спорно по многим вопросам, поднимаемым в нем. Но главная идея этой книги совсем неплоха, с моей точки зрения, и вполне может лечь на латвийскую почву. Попытаюсь изложить эту идею, делая поправку на наши местные реалии.

Об ответственности слуг народа

По Конституции высшая власть принадлежит только народу, и право судить сто человек (Сейм) и правительство, которым народ же делегировал властные полномочия, у народа есть, и отнять это право у народа никто не сможет, пока Латвия считается демократическим государством. А люди, которые ставят под сомнение неоспоримое право народа наказывать тех, кто ему служит, вольно или невольно дезавуируют положения основного закона страны — Конституции.

Высшая власть страны — народ, ниже народа — законодатель. Задача высшей власти, ее дело — улучшить жизнь народа. Неисполнение этой задачи — преступление перед народом, исполнение — подвиг. Совершил законодатель за свой срок правления подвиг или преступление, решают избиратели.

Эту возможность избиратели получат тогда, когда в конце срока полномочий Сейма, в момент перевыборов, каждый избиратель станет судьей и будет судить депутатов за их работу. И если он сочтет, что эти люди сделали его жизнь лучше, то депутатов и правительство ждет поощрение, например, премия в размере четырехгодового оклада.

Если избиратель решит, что эти люди были нейтральны, то все останется без последствий, а если избиратель решит, что депутаты и правительство сделали его жизнь хуже, то избиратель осудит депутатов и правительство на срок тюремного заключения, равный сроку работы депутата в Сейме.

Роль, которую каждый гражданин будет выполнять в суде народа, сходна с ролью присяжного заседателя в уголовном судопроизводстве. В первую очередь, это роль хозяина, оценивающего работу своих подчиненных. Именно вердикт о виновности или невиновности выносится членами суда народа — более миллиона «присяжных заседателей», на основании собственных убеждений и совести решающих, виновны или невиновны депутаты в ухудшении жизни большинства граждан страны.

И несмотря на то, что каждый член суда народа высказывает свое личное мнение о вине депутатов в ухудшении его собственной жизни, сумма их оценок даст наиболее беспристрастный результат из всех возможных.

Если, например, 75% зарегистрированных избирателей решат: «Правящая коалиция заслуживает наказания», то все члены правящей коалиции бывшего Сейма после выборов объявляются преступниками.

То есть, если народ признает работу Сейма и правительства неудовлетворительной, то ВЕСЬ СЕЙМ И ВСE ПРАВИТЕЛЬСТВО ВСЕМ СОСТАВОМ приговаривается к тюремному сроку, равному сроку нахождения во власти, то есть на 4 года.

Кухарка, дворник, шофер, грузчик, возможно, не способны судить о том, что происходит в государстве. Но они способны судить компетентно о собственной жизни, о том, стала она лучше или хуже. Это единственный вопрос, в котором они разбираются лучше кого бы то ни было, в котором они более или менее справедливые судьи. И ни о чем ином, в чем избиратели некомпетентны, им своего суждения высказывать не придется. Поэтому наказание или поощрение, назначаемое ими, будет справедливым и будет сделано по делу.

Особенность закона «О суде народа» заключается в том, что, в отличие от прочих преступлений, описываемых в Уголовном кодексе, ответственность за которые наступает ввиду совершения преступником конкретных действий (например, кража, убийство, грабеж, дача взятки должностному лицу и т.д.), ответственность за преступление перед народом наступает по результату тех действий или бездействий, которые предприняли люди, являющиеся депутатами.

Виновный заведомо известен — это депутаты, а задача суда народа — установить, виновны ли они в улучшении или ухудшении жизни народа, совершили ли они преступление или подвиг.

Если большинство граждан страны отмечает, что их жизнь ухудшилась, и произошло это, с их точки зрения, без объективных причин — в этом, безусловно, есть вина депутатов, так как даже если причиной ухудшения жизни граждан были объективные обстоятельства, они не были в понятной форме разъяснены людям, несмотря на длительное время пребывания у власти нынешних депутатов.

Кто бы ни правил страной, все равно будут недовольные. Так что признаки преступления (ухудшение чьей-то жизни) есть всегда. Задача суда народа — установить, действительно ли это ухудшение есть массовое явление или единичное. Если массовое, то действия власти — преступление. Если единичное — нет.

Кроме того, сегодня власть, если ее выбрали вновь, понимает это как отпущение всех грехов за прошлое, тогда как избиратель всего лишь дает власти новый шанс.