«Из тучки месяц вылез,
молоденький такой…
Маруська отравилась,
везут в прием-покой…».
В. Маяковский. «Маруся отравилась»
Давно ничего не писал, как научный руководитель Института «Бессмертие жизни», а тут случай и материал как раз и по поводу бессмертия жизни, и к 23 февраля. Итак.
Рассматривая военные аспекты преступления, запрещённого статьёй 353 УК РФ, я в своё время цитировал статьи связиста, участвовавшего в этом преступлении, – Андрея Морозова. Правда, уже тогда несколько коробила его кличка «Бойцовый кот Мурз» и интернет-имя «kenigtiger». Ну и из обширного использования этим Мурзом «жаргона падонков» – «падонкаффского или олбанского йезыга», было видно, что он из тех детей, которые так и не стали взрослыми, которые гордились изобретением этого «йезыга», короче, Морозов – это старый «олбанец», по-научному – инфантил.
И вот пришло сообщение, что он застрелился от обиды на начальство и от обиды на то, что о нём неуважительно отозвалось телевизионное говно – Соловьёв и какой-то Гаспарян. На прощанье «Бойцовый кот Мурз» оставил предсмертную записку на 2000 слов, в которой подробно изложил свои заслуги и обиды.
Что тут надо сказать.
Для активной жизни после смерти тела, научные требования к человеку в ряде позиций совпадают с требованиями христианства, и это естественно, если вдуматься в то, откуда черпали информацию пророки, описавшие принципы этой религии. А христианство считает самоубийство настолько тяжким грехом, что самоубийц было запрещено хоронить на освящённой земле кладбищ, на которой без проблем хоронили всех остальных грешников. Христиане считают, что нельзя самому прекращать то, что вдохнул в тебя бог – жизнь, а исследователи считают, что и природа требует от человека бороться до конца, и если человек сдаётся и отказывается от борьбы, то он природе не годится и обречён после смерти тела на вечные муки сенсорной депривации – на ад.
Отсюда к исследователям вопрос – есть ли случаи, которыми как-то можно оправдать самоубийство? Скажем, невыносимые боли и сознание, что всё равно неминуемо умрёшь – оправдывают самоубийство или нет? Думаю, что это не оправдание, даже если ты раненный солдат и фактически добиваешь себя сам.
А вот, скажем, уже не помню от кого из древних воинов-азиатов, было требование при попадании в плен и невозможности покончить с собою руками, откусить язык и выпить собственную кровь, чтобы при применении к тебе пыток не выдать военную тайну. А тут как быть? Честно говоря – не знаю.
А как быть при потере чести? Немного о чести – гражданам России это всегда полезно.
Надо сказать, что русское дворянство в своей массе о чести только болтало, не понимая, что это, и очень редко свою честь защищало. Вспомним о трусости русских морских офицеров в Цусимском бою, о позорной сдачи Порт-Артура, от того, как 21 августа 1915 года гарнизон крепости Новогеоргиевск – 23 генерала, 1200 офицеров и 85 тысяч солдат без боя сдались сдались немцам, которых было в полтора раза меньше, а артиллерии у начинавших осаду крепости немцев было в 10 раз меньше.
Известный в нашей истории генерал Корнилов весной 1915 года был начальником 48-й пехотной дивизии, сначала он не выполнил приказ и завел дивизию в окружение, затем послал два полка в атаку на пулеметы без какой-либо поддержки их артиллерией, затем, когда положение стало критическим, не застрелился, а вместе со штабом удрал в горы, а там оголодал и спустился, сдавшись австрийскому разъезду. Дав австрийцам честное слово не сбегать из плена, Корнилов из плена сбежал и только за это в России был объявлен героем.
Давайте сравним. В австро-венгерской армии за всю Первую мировую войну в боях с русской армией погибли 9 генералов, из которых два командира австро-венгерских дивизий застрелились из-за позора разгрома вверенных им дивизий. При сдаче, оборонявшейся год и исчерпавшей все средства к сопротивлению австрийской крепости Перемышль, в плен попало 9 генералов. То есть соотношение убитых и сдавшихся австро-венгерских генералов – 1:1. За всю Первую мировую войну в боях с русской армией были убиты или умерли от ран 17 немецких генералов и один немецкий генерал, захваченный казаками во время сна, по дороге в русский тыл выхватил у конвоировавшего его прапорщика револьвер и застрелился, чтобы не попасть в плен. И ни один немецкий генерал, командуя войсками, в плен не сдался! Ни один! Соотношение убитых и сдавшихся 18:0.
А по итогам всей Первой мировой войны были убиты, пропали без вести и умерли от ран 35 русских генералов, есть сведения, что из этих 35 застрелился от позора генерал Самсонов. А в плен сдались 73 русских генерала. Не имели мужества принять смерть в бою, и не поднималась у них рука застрелиться.
За Великую Отечественную войну было убито и умерло от ран 223 советских генерала, без вести пропало 50, итого 273, из них, чтобы не попасть в плен застрелились генералы Копец, Ефремов и Городянский, может и ещё кто-то, но я о них не знаю. Но сдались в плен 88 советских генералов. Лучше, чем при царе, но всё же после войны эти генералы были не опозорены, а почти все были объявлены героями.
Вернусь к немцам, во Второй мировой у немцев уже во всю вводилась в умы мысль, что офицеры должны разделить судьбу солдат, в том числе и разделить и плен, в связи с чем, к примеру, в 1943 году уже не застрелился фельдмаршал Паулюс и его штаб. Но по некоторым сведениям только в момент капитуляции Германии в мае 1945 года застрелились около 100 немецких генералов.
Опять уже не упомню, где читал, что после неудачного покушения полковника Штауффенберга на Гитлера, немецкие офицеры-фронтовики радовались, что фюрер остался жив, и презирали Штауффенберга. Но презирали не за то, что тот пытался убить Гитлера, а за трусость – за то, что он не взорвал мину сам, приблизившись к Гитлеру вплотную, а оставил портфель с миной у стола с картой, у которого Гитлер изучал обстановку, и сам Штауффенберг удрал. По мнению тогдашних немецких офицеров это был бесчестный поступок. А вот в среде российских военных этот поступок Штауффенберга считается геройским. Как геройским считается поступок генерала Карбышева, сдавшегося в плен немцам и в плену бесследно исчезнувшего.
Как быть с этими немецкими и советскими офицерами и генералами, застрелившимися от позора поражения? Они попадут в рай или ад?
С раненным солдатом, который при попытке противника взять его в плен подрывает себя гранатой, чтобы унести с собой в могилу ещё несколько врагов, всё понятно – он погиб в бою, ему – в рай. А вот как быть с теми, кто застрелился от позора?
Вот если бы «Бойцовый кот Мурз» застрелился от позора того, что он участвует не в освободительной войне, а в преступлении, запрещённом статьёй 353 УК РФ «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны», то тогда как? Ему в рай или в сенсорную депривацию?
Не могу сказать определённо, поскольку наказание самого себя за неспособность достичь заданную цель, всё же, свидетельствует о мужественном поступке – о поступке созревшего мужчины, а не недоразвитого ребёнка.
Кроме того, у «Бойцового кота Мурза» было оружие, следовательно, были иные выходы умереть. Скажем, убить того же Соловьёва и Гаспаряна и самому быть убитым в ходе этого акта. Потом, «Бойцовый кот Мурз» мог умереть, как умирали некоторые немецкие генералы, которые были несогласны сдаваться в плен. К примеру, попавший в плен под Сталинградом немецкий майор описал смерть командира 71-й пехотной дивизии немцев, генерал-лейтенанта А. Гартмана, который вышел из немецких окопов с винтовкой в руках и вместе с товарищем пошёл в атаку на передний край советской обороны. Этот майор пишет: «Гартман снимает перчатку и бросает ее в снег. Поднимает винтовку, целится стоя, стреляет, перезаряжает и снова стреляет. Стреляет и второй генерал. И хотя по ним бьют из бесчисленного множества стволов, они все еще стоят на той же самой точке и, видимо, не собираются уходить. Разве это не самоубийство? Ни один человек в здравом рассудке не будет стоять так в качестве мишени для начинающего стрелка. Нет, это делается с умыслом, иначе не объяснишь.
Гартман вынимает новую обойму, вставляет в магазин и в этот самый момент падает, как спиленный дуб, на левый бок, катится вниз с насыпи. Второй спрыгивает, склоняется над своим сраженным камрадом. При таком демонстративном поведении иначе и быть не могло. Но таково, совершенно ясно, было их желание». Предсмертная записка Гартмана была короче, чем у «Бойцового кота Мурза»: «Я не покончу с собой, но постараюсь, чтобы русские это сделали. Я поднимусь во весь рост на бруствер и буду стрелять во врага, пока не погибну. Моя жена – практичная женщина, она сможет с этим жить дальше, мой сын пал в бою, дочь замужем, эту войну мы никогда не выиграем, а человек, который стоит во главе нашей страны, не оправдал наши надежды».
Вот так – в бою – мог погибнуть и «Бойцовый кот Мурз», но он предпочёл пример Маруси, которая отравилась от невозможности приобрести лакированные туфли, и умер не как мужчина, а как недоразвитый ребёнок.
Ю.И. МУХИН