Я так часто вынужден давать своим навязчивым критикам характеристику «дебил», что, наконец, пришла в голову мысль посмотреть, а кто является дебилом в понимании специалистов - в понимании психиатров? Насколько и чем дебилы отличаются от нормальных людей?
Согласно Википедии, для целей диагностики, психиатры установили, что «деби́льность или дебили́зм (от лат. Debilis — «слабый», «немощный») — самая слабая степень умственной отсталости».
Что значит - «самая слабая степень»?
В энциклопедическом описании дебилизма отмечается, что дебил ничем внешне не отличается от остальных людей. Он тоже обладает памятью, правда, специфической - мало-мальски сложные вещи дебил запоминает и медленно, и непрочно, поскольку дебилу сложно понять логическую связь между предметами. Можно сказать, что дебил, читая следующий абзац, уже не помнит, что написано в предыдущем - ему трудно связать мысли этих абзацев воедино. У дебила преобладает конкретно-описательный тип мышления и практически нет способности к абстрактному мышлению, хотя и дебил способен сформировать простые обобщения.
Соответственно, сообщают психиатры: «Наиболее трудными для изучения предметами в школе для них являются физика и математика». Это и понятно, поскольку для познания мира требуется представлять себе и абстракции - вещи, которые в жизни увидеть невозможно, скажем, силу, работу, вещество, молекулу. Нет, вы не думайте, дебил - не идиот, он умеет заучить и запомнить определения этих абстракций, однако дебил не представляет их себе, посему дебил не способен использовать абстракции в процессе мышления. Психиатры сообщают, что дебилы «зачастую легко перенимают чужие взгляды и впоследствии стойко их придерживаются, при этом наблюдается недостаток в собственных суждениях. Им свойственно запоминание различных правил и выражений, которые шаблонно употребляются».
Ещё один признак дебила с этой стороны проблемы - дебилу трудно охватить ситуацию целиком, и обычно дебил воспринимает в информации только конкретику и внешнюю сторону событий. К примеру, в политике дебил не способен оценить суть того или иного политического движения - для дебила всё определяет только внешний вид движения - сколько людей к этому движению примкнуло. Если много, то движение правильное, если мало - то неправильное.
Что касается конкретики, то почему-то вспомнился эпизод в своё время популярного фильма «Формула любви», в котором за обедом граф Калиостро показал фокус с загоревшимся пальцем. В ответ на этот фокус доктор рассказал случай, когда мужик вёз сено с какого-то лужка, но упал с вершины нагруженного на воз стога и ударился головой об оглоблю. От этого удара у мужика посыпались искры из глаз, которые подожгли груз и сгорел целый воз прекрасного клеверного сена. И слушавшая этот рассказ тётушка тут возразила, но не тому, что искрами из глаз невозможно ничего поджечь, а тому, что на указанном лугу растёт не клевер, а только осока.
И если вы присмотритесь к дебилам, в обилии пасущимся на различных сайтах Интернета, то легко заметите проявление этих свойств дебила у множества комментаторов. Комментаторы-дебилы не способны понять, о чём говорится в комментируемом ими материале, а показать свой ум хочется, посему дебилы без проблем комментируют вырванный из контекста этого материала эпизод или факт - дебилы сводят обсуждение к тому, что как им кажется, они понимают.
Но, само собой, особенно охотно дебил обсуждает внешнюю сторону материала, к примеру, самого автора, пытаясь таким образом рассмотреть непонятный себе вопрос с этой стороны - если автор плох, то это значит, что и написал он неправильно. А что именно автор написал - для дебила так и осталось тайной.
У дебила может быть и достаточно большой словарный запас, но обычно дебилы не могут пересказать прочитанное или услышанное, в частности, не способны использовать это в обоснование своих утверждений. Внимательные пользователи Интернета это легко заметят по комментаторам-дебилам, которые в спорах в доказательство своей правоты не предъявляют конкретные доводы, а отсылают оппонентов читать книги или смотреть какие-то фильмы. И вы же понимаете, что сами они, даже если и пробовали эти источники читать или смотреть, то ничего в них не поняли и по-прежнему не способны материалами этих источников обосновать то, что хотят. Дебильное: «Учите матчасть!», - любимый мем интернет-дебила.
Психиатры отмечают, что некоторые дебилы бывают щедро одарены, к примеру, отличной механической памятью - способностью много запоминать без осмысления того, что именно дебил запомнил. Отсюда, некоторые дебилы способны быстро производить в уме арифметические операции с многозначными числами, могут стать выдающимися художниками или иметь абсолютный слух.
У дебилов сильно развит негативизм (одно из следствий всех психических заболеваний от аутизма до шизофрении). Если больного с негативизмом о чём-то попросить, то он сделает наоборот. Между прочим, отсюда следует, что дебилу сложно что-то объяснить даже без учёта его глупости - дебил в пароксизме своего негативизма просто тебя не слушает. К примеру, предложи дебилу примкнуть к тому или иному политическому движению, и дебил категорически откажется. На политических сайтах «тусуются» массы комментаторов, которые десятки лет «авторитетно» обсуждают и обсуждают политику, но так и не примкнули ни к единому движению, в которые их звали. Тут, разумеется, много причин, включая инфантилизм, лень и трусость, но и негативизм нельзя сбрасывать со счетов.
Однако, если дебилы не видят обращения к себе, то они обладают повышенной внушаемостью, чем, собственно, сегодня и пользуются такие учреждения власти, как «опрос общественного мнения». Сообщи дебилу, что 85% любят путина, и дебил будет путина искренне любить.
Дебилы «способны усваивать специальные программы, основанные на конкретно-наглядном обучении в медленном темпе», - установили психиатры. Помню, что лет 15 назад меня удивил рассказ бывшего коллеги об изменении приёмов обучения рабочих. Раньше, в СССР, мы с ним стремились сделать из рабочего по-настоящему знающего специалиста - непрерывно обучая рабочих теории их специальности. Коллега рассказал, что теперь этого нет - рабочего заставляют до автоматизма тупо заучивать движения, которые от него требуется в процессе труда. Зачем и что он делает, и что из этого получается - ему уже не объясняют, да ему и не интересно. И дебилы могут прекрасно освоить несложные специальности, иногда даже очень хорошо. Психиатры отметили, что «их умение больше, чем знание».
Конкретно-наглядным обучением легко обучить дебила пользоваться, к примеру, компьютером, впечатляющи успехи дебилов в вождении автомобиля - ведь большинству из нынешних владельцев автомобилей не хватает ума устранит и простейшую неисправность в автомашине, но со временем они прекрасно автомобилем управляют - прекрасно и точно нажимают на нужные педали и кнопки.
Но это мы взяли самый сложный пример профессии для дебила - работу руками, поскольку на самом деле, если нет тупо исполняемой инструкции, то без ума работать руками очень трудно. Поэтому настоящим раздольем для дебила являются «работы умственного труда», а таких работ со второй половины прошлого века появилось невиданное количество.
Пара слов попутно. Беда в том, что разделение труда привело к тому, что люди не только плохо себе представляют, чем занимаются люди иных профессий, но и не представляют, чем занимаются те специалисты, кем они сами считаются. К примеру, полно народу, могущих предъявить диплом «экономиста», но знающих только как на складе накладные заполнять. От такого незнания сути той или иной профессии, в обществе возникает уважение и к тем профессиям, работу которых легко могут исполнять дебилы.
Возьмите, к примеру, работу депутата. По команде начальника фракции нажать нужную кнопку и в очередь прочесть с трибуны то, что помощник написал. Вот его работа. Для такой работы ведь не только обезьяна годится, с такой работой и кролик справится.
А возьмите науку. Ведь все считают, что там работают самые умные люди. Откуда? Так может считать только общество, не представляющие деталей того, чем занимаются учёные. К примеру, именно в науке действует принцип, что, дескать, «в науке не бывает отрицательных результатов». То есть «учёный» взял деньги, обещая получить нечто полезное, но не получил. Зато выяснил, что, оказывается, нельзя получить то, что обещал, тем дебильным способом, которым пробовал получить. В науке что ни получилось - всё хорошо! В какой ещё профессии существует такая лафа для дебилов?
Вспомните, в СССР жило 5% населения мира, но каждый четвёртый учёный мира работал в СССР. Иными словами, в СССР учёных было почти в 6 раз (!) больше, чем в среднем в мире. При таком численном перевесе практически все научные открытия со второй половины XX века должны были бы быть советскими. На самом деле - практически ноль открытий! Все достижения, приписываемые науке СССР, это достижения инженеров, названных учёными. (Скажем, как называют научными достижения слесаря Михаила Калашникова, числящегося доктором технических наук). И это при 6-кратном численном превосходстве советских учёных над остальным миром! Представляете, скольким дебилам советская наука дала прибежище?
И сейчас такое положение практически во всех странах мира (о чём будет следующая работа).
Если поставить вопрос принципиально, то «умственные» работы можно разделить на те, результаты которых потребители сами покупают, и те, результаты которых оплачиваются деньгами, изъятыми у потребителя и потраченными без его согласия.
Ко второму виду профессий можно отнести, к примеру, работу журналистов, но, главным образом, относятся те работы, которые оплачиваются изъятыми у народа налогами. Это и помянутые «учёные», и армия, и чиновники всех сортов, а если говорить более принципиально, то это те работы, за результаты которых работники ответственности не несут. Вот эти-то работы - НА КОТОРЫХ РАБОТНИК НЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ, - и являются убежищем для дебилов.
На этой важной мысли остановлюсь, перенеся в окончание статьи разговор о рабской сущности дебила.
(окончание следует)
Ю.И. МУХИН