Для слушающих мои статьи:
«Объявление на вокзале: «Поезд на Новосибирск отправляется в двенадцать часов тридцать минут. Повторяем специально для прапорщиков: это когда короткая стрелка на часах находится между цифрами 12 и 1, а длинная – на цифре 6».
Старый анекдот
Сегодня не о прапорщиках бы говорить, однако в то время в таких анекдотах именно прапорщики были на слуху. Итак, раз вы улыбнулись, то теперь уже анекдотичный не анекдот.
«Новые известия» сообщают:
«Сегодня произошло настоящее чудо, повторившее историю с посадкой в кукурузу в 2019 году. Airbus A320 компании «Уральские авиалинии» совершал рейс из Сочи в Омск. На подлете к дому у самолета возникла неисправность. По той информации, что есть сейчас «отказала гидравлика». Было принято решение садиться не в Омске, а в Новосибирске, который находится в 600 километрах. Не долетев до запасного аэропорта 180 километров, самолет пришлось посадить на пшеничное поле у поселка Каменка. У борта просто заканчивалось топливо. На борту находились 167 человек, включая членов экипажа. Все они живы и здоровы. Их доставили в местный райцентр, где осмотрели медики».
Прерву корреспондента выводом – как видите, исходная причина была в том, что в связи с развязыванием агрессивной войны против Украины всё пошло по плану, и всё пошло «псу под хвост». Но по плану. Из-за санкций резко ухудшилось обеспечение импортных самолётов запчастями и прекратилось их обслуживание специалистами, в результате в ходе полёта случилась авария с гидросистемой. «Новые известия» продолжают: «Жесткая посадка самолета в пшеничное поле – это чудо, считает независимый авиаэксперт Вадим Лукашевич», – тем не менее, далее этот эксперт удивляется вот чему:
«Сразу оговорюсь, пока ничего не ясно и никакой внятной информации нет, – говорит собеседник «Новых известий», – но исходя из того, что уже озвучено, отмечу, что скорее всего, безопаснее было бы остаться в Омске. Это нормальный аэропорт со всеми службами, которые могли бы обеспечить безопасность. Даже выезд за пределы ВВП – это не так опасно, как посадка в поле. После твердого покрытия есть грунтовая зона. Если у самолета не выпускалось шасси, полосу могли запенить, чтобы снизить трение, он бы так же сел, как и в поле, но под контролем экстренных служб. Да, Толмачево – хороший аэропорт, он был резервным для посадки «Бурана» и выдержит все. Но вышло так, что до него не долетели. Люди выжили, это чудо. Но важно понять, кто принял решение об уходе на запасной аэропорт. Это мог сделать как командир воздушного судна, так и диспетчер на земле. Это интересный вопрос. На мой взгляд целесообразнее было летать над Омском, час-два, сколько надо, чтобы выработать топливо и снизить массу самолета, и садиться на нормальную ВПП».
Так вот, специалисты сообщили следующие подробности, надо сказать, анекдотические подробности, вскрывающие всю глубину оглупления нынешнего поколения.
Итак, при заходе на посадку в Омске, когда уже были выпущены шасси, пилот заметил, что у него из одной из гидравлических систем вытекла жидкость, и это создало две главные проблемы.
Первая – у него перестал работать реверс – торможение двигателями, а посадочная полоса в Омске короткая и самолёт без торможения двигателями мог выкатиться за бетонную полосу с получением повреждений. Соответственно, боясь повреждений самолёта, пилот решил лететь в Новосибирск – такие решения принимает только экипаж.
Но тут была вторая проблема – самолёт с неисправной гидравликой теперь не мог убрать шасси, а расход топлива с выпущенным шасси больше. Но насколько больше? Пилот раскрыл нужную таблицу в руководстве по лётной эксплуатации и прочёл, что расход керосина будет больше «на 180%». Ему до Новосибирска надо было 2 тонны керосина, вот он и понял эти 180% так, что ему потребуется топлива на 80% больше, то есть 3,6 тонны. У него столько топлива было, и он полетел в Новосибирск. Но составители имели вивиду, что топлива требуется больше, как 100+180%, то есть в 2,8 раза, или 5,6 тонны. И на земле никто из «профессионалов» подсчитать правильно расход топлива для аварийного самолёта не смог, и не сообщил лётчику.
И герой полетел в Новосибирск. И, понятное дело, топлива герою-лётчику до Новосибирска не хватило, хорошо ещё, что он нашёл подходящее поле до того, как топливо совсем закончилось, и самолёт садился с ещё работающими двигателями, а не падал.
Самолёт, конечно, придётся полностью списать – доставить его оттуда невозможно. Даже пока не понятно, можно ли оттуда вывезти хотя бы запчасти.
Но вот вам пример умственного развития как тех профессионалов, кто пишет инструкции, так и тех профессионалов, кто их сегодня читает.
Ю.И. МУХИН