Школу надо менять кардинально, техника уже позволяет это сделать, не позволяет только косность самой школы.
Мой текст:
«(видеофакты)
Косность принятой во всём мире системы образования, которую французский психолог и социолог 19-го века Гюстав Лебон назвал присущей латинским народам, в том, что эта система образования застыла на уровне чуть ли не каменного века.
Кстати, латинскими народами Гюстава Лебона, называл не конкретно, скажем, Италию или Францию, а народы, которые в течение долгих веков находились под влиянием латинских идей, и тут важны не племенной состав этих народов, а идеи, властвующие в этом народе. По классификации Лебона народы России вполне себе латинские народы, поскольку интеллигенция России базировала своё становление на латинских идеях. Но не буду об этих идеях, которые в данном случае не важны, поскольку буду рассматривать только принципы образования, основанные на этих идеях.
Так вот, принцип этой латинской системы образования – заставить ученика выучить слова, описывающие некие знания, и подтвердить факт запоминания этих слов на экзамене.
Эта, как называл её Лебон, «латинская воспитательная система» игнорирует цель получения образования, как говориться, «у самурая нет цели, есть только путь». В связи с чем в «латинской воспитательной системе» обучение является целью обучения, соответственно, приверженцы латинской системы не обращают внимания на прогресс – не обращают внимания на развитие техники и технологии. Прогресс стремительно развивается, а в этой системе образования принципиально ничего не меняется.
Рождение этой системы логично, ведь как мог человек в античные времена или даже в 18-м веке получить знания о том, чего он не видел и не чувствовал? Только так, как его учили в латинской воспитательной системе. Только у учителя – только в виде слов учителя, поскольку даже книг было мало, да и находились книги в основном в библиотеках учебных заведений, мало того, даже в книгах знания были в виде слов.
Но для запоминания слов и повторения их на экзамене нет необходимости представлять всё то, что эти слова описывают, поскольку для получения отличной оценки на экзамене эти слова необходимо только помнить. В результате ученик запоминал слова, не представляя, как выглядит то, что описывается этими словами, не понимая, как знания, описываемые этими словами, применять в жизни. Такое обучение, повторю, было вынужденным, поскольку развитие техники и технологии не предоставляло иной возможности учить тому, что нельзя показать. Мало этого, учебные заведения очень быстро превратились не в место, где люди получают необходимые им знания, а в место, где учителя зарабатывают себе на жизнь, в связи с чем ученики даже в виде слов обучались не тому, что им может пригодиться в жизни, а тому, за что учителя получали деньги.
Но параллельно, вне школы или университета люди учились по-иному, и Лебон дал этой второй системе название «англосаксонская». При такой системе ученики получали, так сказать, естественное образование. Во-первых, они сами учились, а не их учили преподаватели. Подчеркну, сами учились – это важно понимать. В лучшем случае молодых людей учили родители или мастера, у которых они начинали работать. Во-вторых, при естественном образовании ученики сначала видели, как выглядят объекты в жизни и как они применяются, или чувствовали эти объекты, а уж потом узнавали слова, которыми эти объекты описывались. Поэтому не получившие латинского образования люди хотя и знали не очень много из того, что человеку всё же надо знать, но их знания были, как правило, нужны им в жизни, и такие люди умели эти знания не только воспроизводить словами, а и самостоятельно использовать в жизни.
Мало того, если лет 100 тому школа ещё как-то помогала родителям воспитать из ребёнка взрослого человека, то сейчас и этого нет – педагогические идиоты довели и процесс школьного воспитания до против природного – до воспитания не человека высоких моральных устоев, а оставление растущего человека как можно дольше в состоянии ребёнка – в состоянии животного. Ребёнка – эту заготовку человека – прекратили воспитывать и получили население с психическими свойствами детей.
Взгляните на эту проблемы со стороны: к настоящему времени сама система латинского образования, сам способ обучения дискредитировал себя окончательно. Ведь проведенный в начале ролика опрос показал, что школьное образование (а высшее точно такое же) бессмысленно по своей сути – после 10 лет протирания штанов ученики вообще практически даже элементарных знаний не помнят из того, что их заставляли выучить в школе. Ссылка на как бы прекрасное обучение в СССР, тоже ничтожна, поскольку и после советского образования не так уж много людей помнят, что Волга впадает в Каспийское море, хотя в СССР этот факт, помимо прочего, был крылатым выражением. Ведь это не какие-то глупые папуасы, это получившее советское образование так сказать «учёные» Москвы, которых кормили налоги, собранные со всего СССР, стали главными разрушителями Советского Союза – разрушителями источника своего существования. А потом эти «учёные» стояли с плакатами «спасите науку».
Кстати, обсуждавшие этот вопрос как бы лучшие умы России во главе с артистом в роли президента Путина тоже не понимают, что происходит, – они тоже жертвы образования, поскольку тоже привыкли болтать заученные слова, не понимая их сути, и не умея применить заученные знания. К примеру, ну, как в реальной жизни может пригодится знание того, убивал ли кого-то вымышленный герой литературного произведения? Но, как видите, члены этого как бы научного сообщества при Президенте считают, что не Конституцию России ученик обязан знать, не законы России, а проблемы Чичикова из произведения Гоголя «Мёртвые души».
Поэтому если посмотреть на нынешнее образование в его принципиальных особенностях, превращающих людей в слабоумных инфантилов, то необходимо выделить следующие дефекты принятой латинской системы образования:
1. Ученик не сам учится, а его учат.
2. Ученика не учат применять знания.
3. Ученика учат тому, что ему не пригодится в жизни или в его трудовой деятельности.
4. И чего уж тут скрывать, ученика учат такие же в умственном развитии учителя – такие же жертвы латинского образования.
Но понимая эти проблемы образования, можно предлагать и способы спасения ума будущих поколений.
Во-первых, надо прекратить учить детей – прекратить заставлять их запоминать знания. Надо всего лишь обеспечить ученику самому научиться тому, что ему может пригодиться, что сделает его культурным человеком – человеком, способным самостоятельно применять максимум знаний, накопленных человечеством.
Внешне это должно выглядеть так.
В школе надо упразднить и классы, и все виды оценок учеников, то есть ребёнок обязан начать ходить в школу, скажем, в 6-7 лет, а в год, когда молодым людям исполнится 17 лет, они покидают школу только со знаниями, которые сами сумели получить. Без каких-либо документов об образовании. Учитель, приняв группу 6-7-летних учеников, ведёт её все 10 лет.
Сейчас есть возможность оснастить каждое учебное место компьютером, а каждую учебную комнату большим экраном. Весь курс обучения тому или иному предмету должен существовать в оцифрованном виде, чтобы ученик мог смотреть его в любое врем и хоть сразу весь. Однако целесообразно весь курс воспроизводить в виде отдельных уроков на большом экране, после чего, учитель разъяснит детали тем, кому что-то осталось непонятным, и главное, даст предметно применить знания на практике. То есть предложит поднять гирю в 5 кг и поставить её на полку, высотой в 1 метр, чтобы ученики поняли, что такое килограммометр или джоуль работы, предложит с помощью напольных весов и секундомера рассчитать собственную мощность в ваттах, с помощью рулетки и транспортира рассчитать расстояние до недоступного объекта и т.д., и т.п.
Но, главное, после каждого такого урока ученик обязан будет рукой написать суть того, что он усвоил из урока, – надо всячески развивать любую осмысленную работу руками. Говорят, что труд сделал из обезьяны человека – это конечно, не так, но смысл точен. Однако эта гипотетическая обезьяна – предок человека, стала человеком не потому, что трудом нарастила себе мускулатуру, а потому, что развила ум, поскольку работать руками без участия ума невозможно. И, что очень важно, надо на практике учить ребёнка и подростка в каждой информации выделять главное – что именно тебе хотели сказать на этом уроке.
Вот надо стараться исправить эту неспособность понимать смысл болтовни, даже собственной, и добиваться и добиваться, чтобы учащийся тренировался понимать главное.
Каждый ученик должен оценивать себя только сам – в программе всех дисциплин должны быть вопросы и задачи, ответ на которые ученику скажут, усвоил он знания или нет. Учитель не должен в это вмешиваться. Ученик может тупить, тут учитель может помочь разобраться, но если ученик ленится, то это его проблемы. Он учится сам и никто в школе не заставляет его учиться! Не хочешь учиться – оставайся кретином, но кретином ты будешь прежде всего в глазах товарищей.
Почему в данном случае нужна компьютеризация школы? Потому, что современным учителям нет веры. И курсы должны разрабатываться оставшимися лучшими учителями с использованием приёмов лучших учителей прошлого. И обсуждаться эти курсы должны всем народом – всеми заинтересованными в этом людьми. Компьютеризация школы, стандартизация курсов всех учебных дисциплин нужны, чтобы и в городе, и в селе были использованы максимально современные методики преподавания каждой учебной дисциплины.
Видимо очень важный вопрос для сегодняшнего дня, которого в моё время не было. В моё время были ещё настоящие отцы и матери, и если учитель поставил тебе в дневник четвёрку по поведению, то тобой занимался отец, а если его не было (последствия войны), то мать. Подчеркну – настоящий отец, а не современный придурок-инфантил, который и женится, чтобы его кормили дома, и чтобы он мог сократить занятия онанизмом. Или ребёнком сегодня занимается такая же мать.
Сейчас много жалоб на то, что множество учеников совершенно не воспитаны, не подчиняются учителям и ведут себя в школе как животные. Поскольку школа будущего никаких оценок учащимся не ставит, то ей надо дать право не жаловаться родителям, а сразу пороть тех, кто оказывает упрямство и неповиновение. Не бить, а пороть. То есть, если кто-то мешает учителю или другим учащимся, то его направляют к директору и там консилиум, в зависимости от того, как далеко зашла болезнь, имеет право его выпороть. Пороть не публично, но так, чтобы его вопли слышала вся школа. Ещё раз, дети – это не вполне люди, они ещё как бы человекообразные животные, а животное боится в первую очередь боли, поэтому привести животное к повиновению можно только поркой.
И такое же по смыслу образование надо давать и в дальнейшем. Хочешь стать врачом? Проблем нет – поступай в больницу медбратом, но объяви главному врачу, что ты хочешь стать, к примеру, хирургом. Врач проверит твои общие знания, укажет тебе необходимые курсы наук, которые тебе самому надо будет выучить с помощью интернета, а фельдшеры и врачи больницы начнут тебя на практике учить всему, что должен уметь медик, – начиная от знаний медсестры, кончая знаниями хирурга. И пройдёт зависящее от тебя время – может пару лет, а может и десять, – когда главный врач, следящий за твоим умением и посему отвечающий за то, что ты умеешь, поставит тебя делать операции самостоятельно. И все остальные будут называть тебя «доктор».
Давайте выделим главную мысль. Было время, когда человек не мог получить знания самостоятельно – знания были малодоступны. И тогда требовался учитель – тот, кто знал эти знания, рассказывал их ученику и проверял, что ученик запомнил. А после экзамена выдавал ученику справку для необразованных, что этот человек запомнил определённые знания.
Сейчас, в связи с развитием техники и технологии в этом нет ни малейшей необходимости – человек без проблем может получить любые знания, и обязан получать их сам, поскольку получает их не для учителя, а лично для себя. Учитель обязан только помочь ученику в этом деле.
Вот такая школа нужна и для наших детей, и для всего человечества».